1PDA 2Главная 3Блоги 4В избранное 5Написать письмо 6Товар олимпийского качества 7Тверской глянец 8Купол тверского интеллекта 9Качество жизни (ЖКХ и др.) 10Приходская жизнь 11Русский гламур 12Партнеры и баннеры ТОС 13Власть 14Поиск и карта сайта
Герб РФ Герб Тверской области Герб Твери Свидетельство о членстве&nsearch_wordbsp;в клубе городов и регионов стратегов


Актуальная информация

Товар
Олимпийского качества

Тверской глянец

Приглашаем Вас познакомиться с талантами Тверской земли


Интернет-   галерея

Интернет-
филармония

Интернет-букинист

Интернет-выставка народных ремёсел

Интернет-
музей демократии

Проекты архитектора Владимира Образцова…



На Рождественских горках нашли новый способ укрепления семейных уз


Как? Читайте в книге Владимира Осипова «Вечные ценности семейной жизни»

Купол тверского интеллекта

На Рождественских горках вырастет Мировой город


Тверь - мировой город

Генплан Твери      

ТОС: Социально-экономическое зонирование       

Парк городов планеты

Струнный транспорт

Тверская земля – Центр Мира

Красота спасёт мир

Европеизация – есть социализм


Социалистический поворот России
Что общего между бабочкой и финансовым кризисом?
Кто откликнется на призыв «Вставай страна огромная»?
Никто, считает активист местного самоуправления, если власть всех уровней не изменит подхода к проблеме полномочий малый территорий.
На пути к новой демократии
История с географией
или Всякие ли инвестиции полезны?

«О сколько нам открытий чудных готовят…»


Проекты Тверского отделения Петровской Академии наук и искусств

Нанотехнологии

Инновационные проекты изобретателя Владимира Таланова

Качество жизни

Приходская жизнь

Сообщить об ошибке

Анонсы

Подготовка жилищных консультантов

В НП «ЖКХ Контроль" планируют превратить собственников квартир многоэтажных домов в настоящих экспертов

Оковский лес

Оковский лес откуда «есть пошла Русская земля»


Подробнее...

Каждый пятый русский родом из Тверского региона

Каждый пятый русский, где бы он сейчас ни находился, куда бы ни забросила его судьба, может смело считать Верхневолжье, Тверской край своей прародиной.


Подробнее...

Патриарх Тихон – имя Россия

Наша задача – сделать имя
святого Патриарха Тихона
именем не только России,
но и всего Русского мира

 

Подробнее...

Великие женщины
Тверской земли

Анна Кашинская – 100 лет
со дня прославления

Соберём средства на
воссоздание раки для святых
мощей Анны Кашинской

Подробнее...

Главная ›› Стратегическое планирование ›› Общественно-стратегический план развития территории микрорайона ›› Публикации о деятельности Совета ТОС на Рождественских горках по вопросам стратегического планирования ›› Публикация: "РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ МУНИЦМПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ МУНИЦМПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.М. Башилов, заместитель председателя правления ОУ «Общественная палата Тверской области», председатель «Совета ТОС на Рождественских горках» г.Тверь

Перед каждым Главой того или иного территориального образования встаёт вопрос – «Чему отдать предпочтение? То ли текущим делам, требующим оперативного вмешательства. То ли работать на длительную перспективу по стратегии развития». В данной ситуации налицо конфликт между тактикой и стратегией управления территорией.

Одним из возможных выходов из этой конфликтной ситуации является использование такого института гражданского общества как территориальное общественное самоуправление (ТОС), являющегося по новому закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» некоммерческой организацией и имеющего большой потенциал в вопросах стратегического планирования.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением через собрания и конференции граждан, а также через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Эти органы могут быть зарегистрированы как юридические лица, если уставом муниципального образования, в котором созданы данные органы, предусмотрена возможность приобретения ими прав юридического лица.

Согласно принятых теоретических взглядов, касающихся вопросов гражданского общества, на общественной арене любого цивилизованного государства, также как и на отдельно взятой территории, взаимодействуют три сектора экономики, три социально-экономические силы - государственные структуры, коммерческие предприятия и некоммерческие организации.

Первый сектор образуют государственные и муниципальные организации, а также органы местного самоуправления с соответствующими структурами. Этот сектор отвечает за политику и социальные гарантии. Он заботится обо всех в целом, в массе, не обращая внимания на проблемы отдельного человека.

Второй сектор - частные коммерческие предприятия, то есть - организации, преследующие прибыль в качестве основной цели своей деятельности. Экономические интересы общества выражаются в деятельности второго - бизнес-сектора.

К третьему сектору относятся независимые от государства некоммерческие (неправительственные) организации разных форм, которые создаются гражданами для реализации инициатив некоммерческого характера и направляемые как на самореализацию, так и на достижение социальных изменений, значимых для общества в целом. В отличие от государства, организации третьего сектора не объединяются в единое целое, не имеют жесткой иерархии, не содержатся полностью на бюджетные деньги. В отличие от бизнеса, создатели этих организаций не распределяют прибыль между собой, даже если прибыль у них есть. Следовательно, общественные интересы тех или иных социальных групп выражаются и защищаются третьим сектором, некоммерческими организациями (НКО).

К существующим трем секторам экономики предлагается добавить четвертый, выделив в него - территориальное общественное самоуправление и расположить его не по кругу, а в центре, с пересечением с другими тремя секторами (рис.1).

Центральное место, которое отводится четвертому сектору, обусловлено важностью такого института, как территориальное общественное самоуправление. Ведь ТОС, являясь одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, закладывает реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью, направленностью на благосостояние как граждан, так и гражданского общества определенной территории, муниципального образования, субъекта Российской Федерации.

Органы ТОС не являются коммерческими организациями, так как в качестве основной цели своей деятельности не преследуют извлечение прибыли и осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей.

Органы ТОС не являются формой власти, не принимают общеобязательные решения, а осуществляют собственные инициативы в вопросах местного значения. Но в то же время органы ТОС могут принимать на себя властные полномочия при передаче их по договорам от органов власти и местного самоуправления.

Органы ТОС являются некоммерческой организацией. Органы ТОС - это особая форма некоммерческих организаций, предусмотренная Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы ТОС призваны представлять и защищать права и интересы граждан, совместно проживающих на территории деятельности органа территориального общественного самоуправления и объединять их усилия для решения вопросов местного значения, связанных с социальным, экономическим, культурным развитием данной территории.

Важной причиной, подталкивающей граждан к созданию территориального общественного самоуправления, стало осознание того, что бытовая неустроенность и многие болезненные социальные проблемы не решаются и еще долго не будут эффективно и качественно решаться ни государственными силами, ни бизнесом. Поняв это, люди стали брать инициативу в свои руки и создавать ТОСы, которые являются для населения понятными, доступными и управляемыми.

Определив место ТОСов и их органов в экономической и общественной жизни отдельно взятой территории, нельзя не сказать о той роли, которую они играют в системе функционирования и жизнеобеспечения территории.

Каждый из четырех секторов располагает своими ресурсами. НКО и ТОСы - это гражданские инициативы, это в основном человеческие ресурсы и через них - выход на дополнительные негосударственные источники финансирования, а также на резервы общества, неподвластные ни капиталу (интеллект), ни властям (свобода творчества и внутренняя мотивация людей).

Коммерческие организации - это деньги и умение делать деньги.

Госструктуры - это госбюджетные средства, управленческие и налоговые инструменты и ресурсы.

В аккумулировании и в комплексном вовлечении вышеназванных ресурсов для развития и нормального функционирования подведомственной территории как раз и заключается главная роль органов ТОС, что создает благоприятные предпосылки для разработки и реализации стратегических планов устойчивого социально-экономического развития территории их деятельности.

Если брать за основу зарубежный опыт, то разработку стратегического плана развития можно вести двумя способами:
  1. Создав специальное подразделение стратегического развития в самой администрации муниципального образования и поручить ему разработку стратегического плана с привлечением широких слоёв общественности.
  2. Поручить эту работу организации (фирме), специализирующейся в сфере стратегического планирования.


В г.Твери возникла инновационная идея, позволяющая говорить о третьем, чисто российском способе разработки стратегического плана - инициатором разработки стратегического плана выступает ТОС, т.е. современные технологии стратегического планирования адаптируются к низовому звену управления территорией. Эта идея в настоящее время получает путевку в жизнь на территории деятельности «Совета территориального общественного самоуправления на Рождественских горках» г. Тверь.

Хочется обратить внимание, что эта российская инициатива по сравнению с зарубежным опытом имеет ряд преимуществ:
  • ТОС и его органы управления никуда не исчезнут, в отличие от фирмы-разработчика, потому что территория их деятельности одновременно является местом их постоянного проживания;
  • с ТОСа и его органов легко спросить за порученную работу; т.к. он состоит из жителей конкретной территории;
  • ТОСу и его органам легче мобилизовать и привлечь общественность к разработке стратегического плана, потому что формируются они из числа общественников, а значит, пользуются большим доверием у населения, чем органы местного самоуправления;
  • ТОСу не нужно давать деньги напрямую из бюджета, а только необходимо создавать условия и передать ресурс (муниципальное имущество и земельные участки) для того, чтобы он сам мог заработать финансовые средства для развития подведомственной ему территории, в т.ч., и на разработку стратегического плана своей территории, как части территории муниципального образования.


Вывод: В вопросах стратегического планирования муниципальных образований, ТОС может выступить лидером и инициатором стратегического плана развития, а при определенных условиях муниципалитет может поручить ТОСу быть исполнителем по разработке и реализации стратегического плана развития всего муниципального образования. По сути, ТОС может взять на себя функции самодеятельной организации (фирмы), специализирующейся в сфере стратегического планирования.

В начало страницы
Просмотров: 5421
Общественники Netlog
Партнёры