1PDA 2Главная 3Блоги 4В избранное 5Написать письмо 6Товар олимпийского качества 7Тверской глянец 8Купол тверского интеллекта 9Качество жизни (ЖКХ и др.) 10Приходская жизнь 11Русский гламур 12Партнеры и баннеры ТОС 13Власть 14Поиск и карта сайта
Герб РФ Герб Тверской области Герб Твери Свидетельство о членстве&nsearch_wordbsp;в клубе городов и регионов стратегов


Актуальная информация

Товар
Олимпийского качества

Тверской глянец

Приглашаем Вас познакомиться с талантами Тверской земли


Интернет-   галерея

Интернет-
филармония

Интернет-букинист

Интернет-выставка народных ремёсел

Интернет-
музей демократии

Проекты архитектора Владимира Образцова…



На Рождественских горках нашли новый способ укрепления семейных уз


Как? Читайте в книге Владимира Осипова «Вечные ценности семейной жизни»

Купол тверского интеллекта

На Рождественских горках вырастет Мировой город


Тверь - мировой город

Генплан Твери      

ТОС: Социально-экономическое зонирование       

Парк городов планеты

Струнный транспорт

Тверская земля – Центр Мира

Красота спасёт мир

Европеизация – есть социализм


Социалистический поворот России
Что общего между бабочкой и финансовым кризисом?
Кто откликнется на призыв «Вставай страна огромная»?
Никто, считает активист местного самоуправления, если власть всех уровней не изменит подхода к проблеме полномочий малый территорий.
На пути к новой демократии
История с географией
или Всякие ли инвестиции полезны?

«О сколько нам открытий чудных готовят…»


Проекты Тверского отделения Петровской Академии наук и искусств

Нанотехнологии

Инновационные проекты изобретателя Владимира Таланова

Качество жизни

Приходская жизнь

Сообщить об ошибке

Анонсы

Подготовка жилищных консультантов

В НП «ЖКХ Контроль" планируют превратить собственников квартир многоэтажных домов в настоящих экспертов

Оковский лес

Оковский лес откуда «есть пошла Русская земля»


Подробнее...

Каждый пятый русский родом из Тверского региона

Каждый пятый русский, где бы он сейчас ни находился, куда бы ни забросила его судьба, может смело считать Верхневолжье, Тверской край своей прародиной.


Подробнее...

Патриарх Тихон – имя Россия

Наша задача – сделать имя
святого Патриарха Тихона
именем не только России,
но и всего Русского мира

 

Подробнее...

Великие женщины
Тверской земли

Анна Кашинская – 100 лет
со дня прославления

Соберём средства на
воссоздание раки для святых
мощей Анны Кашинской

Подробнее...

Главная ›› Стратегическое планирование ›› Общественно-стратегический план развития территории микрорайона ›› Публикации о деятельности Совета ТОС на Рождественских горках по вопросам стратегического планирования ›› Публикация: "УЧАСТИЕ ОРГАНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ «СОВЕТА ТОС НА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ГОРКАХ» В Г. ТВЕРИ)"

УЧАСТИЕ ОРГАНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ «СОВЕТА ТОС НА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ГОРКАХ» В Г. ТВЕРИ)

В.М. Башилов, председатель «Совета территориального общественного самоуправления на Рождественских горках»в г.Твери, член АССЭТ

Подготовительная работа, идущая полным ходом в российских регионах, по реформированию местного самоуправления, затрагивает все слои населения. Поэтому сейчас первоочередной задачей для российского общества является переосмысление основ местного самоуправления с учётом территориальных особенностей регионов. Речь, по существу, идёт о выборе новых ориентиров и моделей развития муниципальных образований в Российской Федерации. Важная роль в этом созидательном процессе принадлежит институтам гражданского общества, о необходимости развития которых, высказался президент России В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному Собранию.

Озабоченность президента становится более понятной, когда неразвитость гражданского общества или полное его отсутствие в ряде регионов не позволяет органам власти решать наиболее острые проблемы (реформа ЖКХ, вопросы управления имуществом и земельные отношения) в интересах населения и при его непосредственном участии. Позицию президента разделяет губернатор Тверской области Д.В. Зеленин, в выступлениях которого звучит, что решение проблем устойчивого социального развития территории Тверской области и в первую очередь обеспечение нормальных условий жизни населения во многом зависит от активного участия в этом процессе самих жителей области. В этой связи практический опыт «Совета территориального общественного самоуправления на Рождественских горках» в г.Твери по разработке общественно-стратегического плана устойчивого социально-экономического развития территории микрорайона, лаконично вписывается в подготовительную работу по реформированию местного самоуправления и в губернаторскую стратегию развития региона. Этот наработанный опыт представляется автору заслуживающим внимания на столь представительном форуме.

В качестве инструментария для реализации этого проекта была выбрана одна из наиболее распространенных управленческих технологий – технология стратегического планирования, пришедшая к нам из стран с развитой рыночной экономикой, где разработка таких планов городов шла на принципах широкого общественного участия, и в первую очередь, жителей этих городов.

Для крупных городов в России такие технологии уже апробированы. В нашем городе тоже был разработан стратегический план развития города до 2010 года.

В то же время в г.Твери начинается выработка новых подходов по формированию и реализации стратегических планов через инициативу снизу, суть которых заключается в превращении территориальных общественных самоуправлений (ТОСов) микрорайонного масштаба в инструменты выработки и реализации стратегических планов муниципальных образований.

Эти подходы органически вписываются в структуру рыночной экономики, если рассматривать ТОС как экономическую единицу (домохозяйство), являющуюся одним из основных хозяйственных субъектов рынка, задача которого - производство и воспроизводство людей, человеческих отношений, эмоций, чувств.

В октябре 2003 г. на ежегодной отчетной Конференции жителей, проживающих на территории деятельности «Совета ТОС на Рождественских горках» (Пролетарский район в г.Твери), принято решение разработать план устойчивого социально-экономического развития микрорайона на период до 2014г.

Разработка такого общественно-стратегического плана совета ТОС, с одной стороны, является логическим продолжением стратегического плана города, и может рассматриваться как фрагмент его реализации на конкретной городской территории.

Через общественно-стратегический план органа ТОС реализованы следующие элементы стратегического плана социально-экономического развития города Твери:
  • участие в процессе социально-экономического развития муниципального образования основной массы населения в границах деятельности ТОС;
  • активизация процесса социально-экономического развития локальной территории как части территории города;
  • формирование конкретных механизмов реализации принципов местного самоуправления муниципального образования (самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно вопросов местного значения, исходя из интересов населения);
  • практическое осуществление целей и задач стратегического плана города путем их решения с учетом индивидуальных особенностей территории деятельности совета ТОС.
С другой стороны, это совершенно новое преломление уже известной технологии стратегического планирования к ограниченной территории крупного города. С этой точки зрения данный проект в системе муниципального управления осуществляется впервые в России.

Его уникальность заключается в том, что:
  • стратегическое планирование инициируется снизу;
  • применение современной технологии стратегического планирования осуществляется на территории деятельности ТОС на уровне микрорайона.
Такой план может быть разработан только в многостороннем и конструктивном диалоге населения, бизнеса и власти. Попытка отказаться от этого диалога или имитировать его, делает бессмысленной всю затею. В связи с этим необходимо найти людей и организации, чьи интересы существенно связаны с данной территорией и чьи ресурсы позволяют влиять на её развитие. В рамках реализации проекта с декабря 2003 г. по апрель 2004г. совет ТОС организовал и провёл ряд мероприятий, направленных на поиск таких заинтересованных лиц:
  • переговоры с представителями органов государственной и муниципальной власти различных уровней и деловых кругов, а также лидерами общественных и некоммерческих организаций;
  • совещание с учеными Тверских вузов и специалистами, имеющими опыт работы в сфере стратегического планирования по теме «Разработка общественно-стратегического плана устойчивого социально-экономического развития территории деятельности Совета ТОС на Рождественских горках»;
  • совещание с предпринимателями и представителями деловых кругов, ведущих своё дело на территории деятельности Совета ТОС, по теме: «Стратегический план – новый инструмент развития и расширения бизнеса»;
  • круглый стол среди местного и городского сообщества по теме: «Стратегическое планирование – путь к улучшению качества жизни».
В результате проведенных мероприятий удалось достигнуть:
  1. Принципиальной договоренности с депутатом Государственной Думы РФ В.А. Васильевым, с главным федеральным инспектором по Тверской области Ю.В. Цебергановым, администрациями Тверской области и города Твери по поддержке данной инициативы;
  2. Методической и консультационной поддержки от Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (г.Санкт-Петербург), а также по вопросам организации образовательной деятельности с целью овладения передовыми международными стандартами стратегического планирования;
  3. Принципиального согласия от ряда крупных инвестиционных строительных компаний, являющихся потенциальными инвесторами, нашедшими свой предпринимательский интерес в реализации стратегического плана, и выразившими готовность войти в проект в качестве участников процесса разработки.
Сформирован опыт привлечения к разработке общественно-стратегического плана совета ТОС:
  1. Органов государственной и муниципальной власти Тверской области и г.Твери;
  2. Широких слоёв общественности, включая Общественную палату Тверской области;
  3. Ученых Тверских вузов и других экспертов в сфере управления территориями;
  4. Приходов русской православной церкви и монастырской общины, расположенных на территории деятельности «Совета ТОС на Рождественских горках»;
  5. Средств массовой информации;
  6. Предпринимателей и представителей деловых кругов г.Твери и ряда других городов РФ, имеющих предпринимательский интерес на территории города.
    Администрация города Твери поддержала инициативу совета ТОС по стратегическому планированию микрорайона. В марте текущего года подписано Постановление Главы города, которым данный проект определен как подпрограмма стратегического планирования города и выдвинут для участия в областном конкурсе по стратегическому планированию. Для обеспечения практической поддержки проекта и осуществления коммуникационного взаимодействия в состав координационного совета по стратегическому планированию совета ТОС, вошел ряд руководящих работников администрации города, включая первого заместителя Главы администрации, главного архитектора, Главу администрации Пролетарского района, на территории которого действует данный орган ТОС, и другие. 16 апреля 2004 г. состоялось первое совместное заседание координационного и экспертно-методического советов, на котором рассмотрен ряд организационных вопросов (утверждены положения этих организационных структур и их персональный состав). В координационный совет вошли члены совета ТОС, активные жители, предприниматели и представители деловых кругов, как ведущие хозяйственную деятельность на территории микрорайона, так и не ведущие, но нашедшие свой предпринимательский интерес, а также представители органов государственной и муниципальной власти. В целях использования научного потенциала города для повышения обоснованности принимаемых решений при координационном совете создан экспертно-методический совет. Ученые и специалисты по стратегическому планированию составили костяк этого совета. В рамках поставленных задач проведен конкурс сочинений по теме: «Каким я хочу видеть свой микрорайон через 10 лет» среди учащихся средней школы № 9, в котором приняли участие 138 человек (от 6 до 11 класса). В настоящее время реализуется следующий этап работы – анкетирование жиделей микрорайона. Хочу отметить, что первую скрипку в этом процессе играют жители. Кому как не им лучше знать, что необходимо построить в микрорайоне, где проложить дорогу или открыть магазин, да и другие нюансы, существенно влияющие на качество проживания. Ход реализации проекта получил отражение в региональных средствах массовой информации (газеты: «Тверская жизнь», «Вече Твери», «Тверской курьер»). Тематические комиссии будут формироваться по мере определения основных направлений развития территории микрорайона из числа заинтересованных лиц и специалистов в соответствующих областях деятельности. В рамках поставленных в проекте задач будут проведены семинары-тренинги, «круглые столы», информационные встречи, выпущены информационно-методические материалы (брошюры, флаер, стенд), сформировано позитивное отношение к общественно-стратегическому плану и его содержанию. В результате проведённых работ будет разработан проект общественно-стратегического плана устойчивого социально-экономического развития микрорайона до 2014 г., который будет опубликован в СМИ, пройдёт общественное обсуждение и будет утвержден жителями на своей отчётной конференции, а также внесен в Тверскую городскую Думу для придания ему статуса нормативного акта местного самоуправления. Если брать за основу существующий опыт, то разработку и реализацию стратегического плана развития можно вести двумя способами:
    1. Создав специальное подразделение стратегического развития в самой администрации муниципального образования и поручить ему разработку и реализацию стратегического плана с привлечением общественности.
    2. Поручить эту работу организации, специализирующейся в сфере стратегического планирования.
    Но в г.Твери возникла инновационная идея, позволяющая говорить о третьем способе разработки стратегического плана – когда разработчиками стратегического плана выступают граждане через орган ТОС. Этот способ, по сравнению с имеющимся опытом, имеет ряд преимуществ:
    • ТОС и его органы управления никуда не исчезнут, в отличие от фирмы разработчика, потому что территория их деятельности одновременно является местом их постоянного проживания;
    • с ТОСа и его органов легко спросить за порученную работу; т.к. они подотчетны жителям конкретной территории;
    • ТОС и его органам легче мобилизовать общественность и привлечь к разработке стратегического плана, потому что формируются эти органы из числа общественников, а значит, пользуются большим доверием у населения, чем органы местного самоуправления;
    • ТОСу не нужно давать деньги напрямую из бюджета, а только необходимо создать условия и передать ресурс (городское имущество и земельные участки) для того, чтобы он сам мог заработать финансовые средства для развития подведомственной ему территории, в т.ч. и на разработку общественно-стратегического плана своей территории, как части муниципального образования.
    Особенность этого проекта видится его авторам в том, чтобы уйти от привычных подходов к анализу социально-экономических проблем территории, когда активисты ТОС причины всех своих бед видят в области экономики и политики. Ключ к решению социально-экономических проблем лежит в области человеческого фактора. Данный подход при непосредственном участии населения позволит выделить сильные и слабые стороны территории, разработать стратегии повышения её конкурентоспособности. Такая основа позволит органам ТОС определить своё место в городском развитии. Ибо без активного участия граждан в общественной жизни, без формирования и развития сознания, ответственности индивида за общество, невозможно ни устойчивое экономическое благосостояние, ни социальное равновесие. Общественно-стратегический план, как новый инструмент развития и расширения бизнеса, открывает для деловых кругов следующие возможности:
    1. Создание благоприятного климата для предпринимательства через взаимодействие бизнеса и населения;
    2. Взаимовыгодная хозяйственная интеграция (создание новых коммерческих структур с участием органа ТОС и др.), открывающая новые перспективы для развития и расширения бизнеса;
    3. Демонстрация гражданской ответственности за территорию, на которой работают предприниматели, а следовательно, рост их положительного имиджа и деловой репутации.
Наработанный опыт может быть использован в порядке тиражирования в муниципальных образованиях других субъектов РФ как модель и инструмент муниципального развития.
    После трагических событий в Беслане, следуя указаниям президента РФ В.В. Путина по отработке комплекса мер по обеспечению гражданской обороны по противостоянию терроризму, необходимо включить вопросы безопасности населения в стратегические планы развития территорий муниципальных образований в качестве отдельных комплексных программ, рассматривая органы ТОС как структуры общественной безопасности, на базе которых можно отрабатывать вопросы взаимодействия с РОВД, штабами ГО и ЧС, СВЧ, ГИБДД, добровольными структурами в сфере охраны общественного порядка, органами государственной и муниципальной власти, предприятиями и организациями, осуществляющими свою деятельность на территории микрорайона. Это – первая гражданская инициатива такого рода в России. Она инициирована народом и дает возможность местным сообществам самостоятельно определять формы своего участия в обеспечении безопасности населения на территории его проживания. Членом Координационного совета по стратегическому планированию Совета ТОС является председатель комитета по безопасности Государственной Думы РФ, депутат от Тверской области, генерал МВД В.А. Васильев и другие авторитетные люди, что позволяет на уровне ТОС ставить фундаментальные вопросы в сфере общественной безопасности в частности, и национальной безопасности в целом. Так 8 октября 2004 г. на расширенном заседании Координационного совета его членами был поставлен вопрос о необходимости внесения в законодательство РФ об альтернативной воинской службе поправок, позволяющих юношам служить по месту жительства в органах ТОС, обеспечивая тем самым создание военизированных дружин территориального общественного самоуправления. В конечном итоге, это приведёт к новому образу российской армии, с принципиально новой функцией, социальной ролью.

В начало страницы
Просмотров: 4025
Общественники Netlog
Партнёры