1PDA 2Главная 3Блоги 4В избранное 5Написать письмо 6Товар олимпийского качества 7Тверской глянец 8Купол тверского интеллекта 9Качество жизни (ЖКХ и др.) 10Приходская жизнь 11Русский гламур 12Партнеры и баннеры ТОС 13Власть 14Поиск и карта сайта
Герб РФ Герб Тверской области Герб Твери Свидетельство о членстве&nsearch_wordbsp;в клубе городов и регионов стратегов


Актуальная информация

Товар
Олимпийского качества

Тверской глянец

Приглашаем Вас познакомиться с талантами Тверской земли


Интернет-   галерея

Интернет-
филармония

Интернет-букинист

Интернет-выставка народных ремёсел

Интернет-
музей демократии

Проекты архитектора Владимира Образцова…



На Рождественских горках нашли новый способ укрепления семейных уз


Как? Читайте в книге Владимира Осипова «Вечные ценности семейной жизни»

Купол тверского интеллекта

На Рождественских горках вырастет Мировой город


Тверь - мировой город

Генплан Твери      

ТОС: Социально-экономическое зонирование       

Парк городов планеты

Струнный транспорт

Тверская земля – Центр Мира

Красота спасёт мир

Европеизация – есть социализм


Социалистический поворот России
Что общего между бабочкой и финансовым кризисом?
Кто откликнется на призыв «Вставай страна огромная»?
Никто, считает активист местного самоуправления, если власть всех уровней не изменит подхода к проблеме полномочий малый территорий.
На пути к новой демократии
История с географией
или Всякие ли инвестиции полезны?

«О сколько нам открытий чудных готовят…»


Проекты Тверского отделения Петровской Академии наук и искусств

Нанотехнологии

Инновационные проекты изобретателя Владимира Таланова

Качество жизни

Приходская жизнь

Сообщить об ошибке

Анонсы

Подготовка жилищных консультантов

В НП «ЖКХ Контроль" планируют превратить собственников квартир многоэтажных домов в настоящих экспертов

Оковский лес

Оковский лес откуда «есть пошла Русская земля»


Подробнее...

Каждый пятый русский родом из Тверского региона

Каждый пятый русский, где бы он сейчас ни находился, куда бы ни забросила его судьба, может смело считать Верхневолжье, Тверской край своей прародиной.


Подробнее...

Патриарх Тихон – имя Россия

Наша задача – сделать имя
святого Патриарха Тихона
именем не только России,
но и всего Русского мира

 

Подробнее...

Великие женщины
Тверской земли

Анна Кашинская – 100 лет
со дня прославления

Соберём средства на
воссоздание раки для святых
мощей Анны Кашинской

Подробнее...

Главная ›› Стратегическое планирование ›› К долгосрочной стратегии Тверской области ›› Статья: "Создание управленческих округов как фактор стратегии развития Тверского региона"

Создание управленческих округов как фактор стратегии развития Тверского региона

В.М. Башилов,
председатель Совета ТОС на Рождественских горках

Одним из главных вопросов, требующих незамедлительного решения, должен стать вопрос о совершенствовании системы управления регионом, сохранившейся без изменений ещё с перестроечных времен, плодящей конфликты между уровнями управления и затрудняющей реализацию масштабных проектов.

Я хотелось бы обратить внимание на две особенности Тверской области, оказывающие существенное влияние на развитие системы управления регионом.

Первая особенность – географическое расположение Тверской области. В вопросах градостроения территориального устройства география считается наиважнейшим фактором. Одна из основных функций регионального управления связана с необходимостью «держать» территорию, т.е. контролировать её, сохранять, обустраивать.

В нашей области успешному выполнению этих функций препятствуют объективные трудности, связанные с её географическими особенностями. Территория, занимаемая Тверской областью по своей площади превосходит многие европейские страны, она практически равна Австрии. Тверская область в два раза больше любого другого субъекта Российской Федерации, расположенного в Центральном Федеральном Округе. Область непомерно вытянута с запада на восток. Таких больших расстояний - более 300 км, или более 8 часов пути от Жарковского до Твери - в других областях нет. Этим и раньше объяснялась характерно зависание, т.е. оторванность от центра окраинных, особенно западных районов. Сегодня эта проблема обостряется в связи с высокой стоимостью проезда. Понятно, что таким большим регионом сложно управлять из одного областного центра.

Исторически область не представляла собой целостное территориальное образование, вследствие чего для неё характерны плохая связанность территорий, а также ориентация населения окраинных районов не на Тверь, а на другие центры – Великие Луки, Смоленск, Санкт-Петербург. Среди части жителей существует мнение о возможности или даже целесообразности изменения состава области и её границ.

Мне кажется, следует включить в число важнейших задач областного управления сохранение территориальной целостности и повышение внутренней связности территории области.

Следующий тезис многих может удивить. В западной части области необходим полноценный дублёр Твери или так называемый «второй город» – 100-тысячный город, способный «держать» запад области. Ржев на эту роль не подходит, т.к. расположен слишком близко от областного центра. Желательно превратить Нелидово в многофункциональный город, чьё место в областной системе расселения было бы аналогично месту Великих Лук в Псковской области. Для этого нужна целевая программа федерального уровня. Здесь должны совпасть интересы и региона, и государства.

Вторая особенность. На протяжении почти 200 лет территория была самостоятельным государством, отсюда у области богатое историко-культурное наследие, ориентированное на страны Балтии и Западную Европу, что не в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

По всей видимости, устаревшая система управления Тверской области будет препятствовать и формированию и реализации стратегии социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу. Её решения, на мой взгляд, возможно через создание областных управленческих округов. Создание управленческих округов - это ещё и реакция на введения закона об основных принципах организации местного самоуправления в, которым сужен перечень вопросов, находящихся в компетенции местного самоуправления.

Муниципалитет исходит из компетенции дворника, а не предпринимателя. Главы муниципальных образований на местах фактически отказываются разрабатывать инвестиционные проекты территорий, формировать инфраструктуру производства, промышленности, зон развития. Их устраивает роль муниципальных дворников.

Эту работу можно строить не на пустом месте, а основываясь на опыте, например, Свердловской области, который был детально представлен в октябре 2003 года на Втором общероссийском форуме лидеров стратегического планирования «Технологии успеха» в Санкт-Петербурге.

Ещё в 1997 году на территории Свердловской области в целях упорядочивания и повышения эффективности управления были сформированы пять управленческих округов, опирающихся на стратегическую схему размещения производственных мощностей с учётом её исторических традиций. В основу этого деления положены следующие принципы:
  • закономерность размещения производительных мощностей;
  • природно-ресурсный потенциал;
  • региональное использование природных ресурсов;
  • население и трудовые ресурсы;
  • промышленный, сельскохозяйственный и транспортный комплексы;
  • научный потенциал и научно-технический прогресс;
  • инновации.
В качестве примера можно привести Горнозаводской управленческий округ - наиболее крупный и промышленно развитый. Его вклад в промышленное производство области составляет 25%. Округ лидирует среди других территорий области по инвестиционно-строительному потенциалу, осваивая более четверти областных инвестиций. Предпосылкой развития округа является преобладания в структуре его промышленности отраслей обеспечения инвестиционного процесса – металлургии, химии, промстройматериалов. В сочетании с инновационным потенциалом территории предполагается, что этот округ станет ядром экономического роста области.

Существующие управленческие округа Свердловской области имеют собственную специфику и в определённой степени обладают единством экономического комплекса. Формирование стратегии и её реализация именно в территориальном ключе представляется наиболее показательным и практически ценным, поскольку в набольшей степени отвечает столь востребованному в современных условиях пространственному планированию, и лучше, чем привычный отраслевой подход, отражает эффект проводимой в регионе экономической политике для социальной среды и благосостояния жителей региона.

В нашем же случае, применительно к Тверской области, создание управленческих округов должно базироваться на социально-экономическом зонировании Тверской области и историко-культурном наследии региона.

Научно-методической основой для формирования управленческих округов может стать исследование, проведенное кафедрой социально-экономической географии ТвГУ под руководством д.г.н., профессора А.А. Ткаченко.

В этой работе делится Тверской регион на 8 функциональных (планировочных) районов или экономических зон - Тверскую, Юго-Восточную, Бежецкую, Вышневолоцкую, Осташковскую, Ржевскую, Нелидовскую, Торопецкую.

Для Тверской области характерно контрастность степени освоения территории и уровня социально-экономического развития. Можно констатировать явную поляризацию территории области, где существуют, с одной стороны, высокоосвоенные индустриально-урбанизированные пространства с ярко выраженными хозяйственно-культурными центрами, а с другой стороны – слабоосвоенные лесные массивы. Между территориями, характеризующимися этими двумя крайними состояниями, располагается зона со сравнительно сильным аграрным освоением и редкой сетью небольших городских поселений. Рассматривать эти территории без учёта их различий – значит обрекать свои действия на неудачу.

Возвращаясь к идее создания управленческих округов, необходимо, с моей точки зрения, выделить особый «локомотивный» - областной управленческий округ, включающий в себя город Тверь и Калининский район. Идея интеграции Твери и Калининского района существовала давно, но так и не была реализована. Сейчас, в рамках стратегического планирования, появляется возможность вернуться к её рассмотрению. Этому управленческому округу отводится роль не только административного центра области, здесь предполагается концентрация наиболее перспективных, высокопрофессиональных кадровых, информационных, технологических ресурсов. Он рассматривается как мощный промышленный, научный, финансовый, логистический, деловой центр международного уровня с развитой инфраструктурой для бизнеса.

Этот «столичный» управленческий округ может быть сформирован под эгидой постояннодействующего Межведомственного координационного совета по стратегическому планированию развития территорий, включающего в свой состав представителей федеральной, областной и муниципальной власти, а также бизнеса, деловых и научных кругов, общественности. Во главе этого координационного совета, должны, по-видимому, стаять один из первых заместителей губернатора Тверской области и главы администраций города Твери и Калининского района.

Хочу подчеркнуть, что предложенное деление Тверской области на управленческие зоны основано только на социально-экономическом подходе, а нужен ещё культурно-географический взгляд, опирающейся на краеведческие знания. Такие исследования по культурно-историческому зонированию территории Тверской области тоже проводились московскими научно-исследовательскими подразделениями. В качестве примера можно привести такое издание как «Культурно-ландшафтное районирование Тверской области» (Москва, 1997г.). Есть и другие. В нашем случае этот взгляд надо учитывать при «нарезке» управленческих округов.

Эти вопросы (вторую часть) я не планировал освещать сегодня, они изложены в моих публикациях на страницах региональных газет «Вече Твери», «Караван + Я», «Тверская газета», а также на интернет-сервере «Стратегическое планирование в городах и регионах России» и в материалах ежегодных форумов лидеров стратегического планирования, проходивших в Санкт-Петербурге (2003 - 2006 гг.).

Скажу только, что один из факторов, повлиявших на неудачную интеграцию пяти районов Тверской области - г.Ржева, Ржевского, Оленинского, Зубцовского, Сележаровского районов - в Ржевскую Опорную Экономическую Зону, стало как раз игнорирование влияния историко-культурном наследии этих пяти регионов на интеграционный процесс.


В начало страницы
Просмотров: 2435
Общественники Netlog
Партнёры