Товар
Олимпийского качества
Тверской глянец
Приглашаем Вас познакомиться с талантами Тверской земли
Интернет- галерея |
Интернет- филармония |
Интернет-букинист |
Интернет-выставка народных ремёсел |
Интернет- музей демократии |
Проекты архитектора Владимира Образцова… |
На Рождественских горках нашли новый способ укрепления семейных уз
Как? Читайте в книге Владимира Осипова «Вечные ценности семейной жизни» |
Купол тверского интеллекта
На Рождественских горках вырастет Мировой город
Тверь - мировой город |
Генплан Твери |
ТОС: Социально-экономическое зонирование |
Парк городов планеты |
Струнный транспорт |
Тверская земля – Центр Мира
Красота спасёт мир |
Европеизация – есть социализм
Социалистический поворот России |
Что общего между бабочкой и финансовым кризисом? |
Кто откликнется на призыв «Вставай страна огромная»? | |
Никто, считает активист местного самоуправления, если власть всех уровней не изменит подхода к проблеме полномочий малый территорий. |
На пути к новой демократии |
История с географией | |
или Всякие ли инвестиции полезны? |
«О сколько нам открытий чудных готовят…»
Проекты Тверского отделения Петровской Академии наук и искусств |
Нанотехнологии |
Инновационные проекты изобретателя Владимира Таланова |
Качество жизни
Приходская жизнь
Анонсы
Подготовка жилищных консультантов
В НП «ЖКХ Контроль" планируют превратить собственников квартир многоэтажных домов в настоящих экспертов
Член Общественной палаты г.Твери, председатель Совета ТОС Вячеслав Башилов и архитектор Владимир Образцов провели на круглом столе в Общественной палате г.Твери при поддержке зам.председателя Тверской городской Думы Рогозина С.Н. презентацию идеи проекта "Парк городов планеты"
Проект реконструкции центра Твери в естественной гидропарковой зоне в поймах рек Тьмаки и Лазури.
Оковский лес
Каждый пятый русский родом из Тверского региона
Каждый пятый русский, где бы он сейчас ни находился, куда бы ни забросила его судьба, может смело считать Верхневолжье, Тверской край своей прародиной.
Патриарх Тихон – имя Россия
Наша задача – сделать имя
святого Патриарха Тихона
именем не только России,
но и всего Русского мира
Великие женщины
Тверской земли
Анна Кашинская – 100 лет
со дня
прославления
Соберём средства
на
воссоздание
раки
для святых
мощей
Анны Кашинской
Подробнее...
НА ПУТИ К НОВОЙ ДЕМОКРАТИИ
- Вячеслав Михайлович, не кажется ли вам, что в условиях тяжелейшего финансового кризиса вести разговор о стратегии развития страны непозволительная роскошь? Не лучше ли всю мощь государственной машины направить на поиск оптимальных путей выхода из кризиса?
- Хочу начать ответ на этот вопрос словами научного руководителя форума - заместителя директора МЦСЭИ «Леонтьевский центр» д.э.н. Бориса Жихаревича: «Прошедшее между двумя форумами время было особенным: после десяти лет роста, породившего неоправданные надежды на бесконечную стабильность и процветание, разразился мировой кризис. В одночасье рухнули все оптимистические прогнозы, в том числе зафиксированные в многочисленных стратегиях субъектов Федерации. Уже в момент принятия, в ноябре 2008 года, устарела долгожданная и с таким трудом согласованная Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». Казалось бы, не до стратегии. Однако набранная в предыдущие годы инерция не давала остановиться. И вполне в духе возросшей в период кризиса значимости государства Указом президента РФ №537 от 12 мая 2009 года была утверждена Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года». Выступая при ее обсуждении на заседании Совета безопасности Российской Федерации, президент РФ Д.А. Медведев сказал: «Мы не раз говорили о том, что должны внедрять такого рода планирование в нашу повседневную жизнь и в дальнейшем просто не сможем обходиться без единого порядка в подготовке такого рода основополагающих документов. Рассчитываю на то, что создание подобной целостной системы стратегического планирования будет способствовать тесной координации между федеральным центром, между субъектами нашей страны, регионами, муниципалитетами и гражданским обществом в целом. Фактически речь идет о формировании такой вертикали стратегического планирования под руководством главы государства».
Параллельно продолжался разрабатываться Федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», порученный Министерству экономического развития РФ. И еще один федеральный игрок - Минрегион России - предложил Концепцию совершенствования региональной политики в РФ, в которой перечисляются иные документы стратегического планирования.
Получается, что единого подхода на государственном уровне нет. Такая ситуация способствовала росту интереса к очередному форуму по стратегическому планированию. Я думаю, что большинство участников форума надеялись услышать разъяснения позиций ведущих федеральных структур, формирующих идеологические и юридические рамки государственного стратегического планирования.
- Ваши ожидания оправдались?
- Да. Организаторы форума - Государственная Дума РФ, Министерство финансов РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ, правительство Санкт-Петербурга, фонд «Центр стратегических разработок», МЦСЭИ «Леонтьевский центр» высказали свои точки зрения.
Открыл форум министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. Он провел первое пленарное заседание, где глава Минрегиона определил основные задачи региональной политики: преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан России в реализации своих социальных и экономических прав и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также совершенствование систем государственного и местного самоуправления.
Заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач, выступая на форуме с докладом, заявил: «Экономике России потребуется 1,5 - 2 года, чтобы компенсировать провал во время кризиса. Прогноз министерства - падение ВВП РФ в 2009 году составит 8,5%. ВВП России выйдет на докризисный уровень в 2012 году».
Второй день стартовал докладом министра финансов РФ Алексея Кудрина «Уроки кризиса, сценарии послекризисного мира - контекст для обновления стратегий». Министр отметил, что «наступление второго «дна» кризиса маловероятно и его вероятность составляет 15%; еще 25% - что кризис будет затяжным; 60% - что начнем выходить из кризиса более устойчиво. Бюджет России на следующий год сформирован из расчета цены на нефть $58 за баррель».
На «круглом столе», посвященном законодательному обеспечению стратегического планирования, президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев сделал акцент на необходимости и важности системы стратегического планирования: «Это масштабный организационный эксперимент, направленный на выработку наиболее адекватных и эффективных способов координации процессов развития. По причине дефицита профессиональных знаний и опыта все еще не отработаны процедуры согласования стратегий между собой (от стратегий муниципальных образований до концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ) и с другими документами». С подобными инициативами Совет ТОС в качестве народного агентства регионального развития Тверской области выступал еще на прошедшем 19 - 20 октября 2006 года в Санкт-Петербурге V Общероссийском форуме лидеров стратегического планирования «Стратегическое планирование в городах и регионах России: локализация национальных проектов».
- Кто еще кроме министерств РФ принял участие в работе форума?
- В форуме приняли участие более 800 представителей федеральных органов власти, исполнительных и законодательных ветвей власти всех субъектов Российской Федерации, ряда муниципалитетов, а также представители бизнеса, научного и экспертного сообществ и журналисты.
От Тверской области в работе форума участвовали начальник департамента экономики С.А. Аристов, замначальника департамента финансов С.В. Некрасов и глава администрации Сандовского района М.М. Тихомирова.
Город Тверь на форуме уже в седьмой раз представлял Вячеслав Башилов.
- В чем, на ваш взгляд, причина такой низкой заинтересованности городских властей?
- Сегодня в Твери идет формирование новой системы управления городом, а также выработка антикризисных мер и мероприятий, направленных на смягчение последствий кризиса. И здесь органы местного самоуправления допускают непростительную ошибку, отдавая предпочтение только текущим делам, а работы на длительную перспективу по стратегии развития города откладывают на потом.
Несмотря на безрадостные кризисные перспективы и очевидное ухудшение экономических и социальных условий городской жизни, отнюдь не стоит забывать сегодня о важности разработки стратегии развития Твери.
- Есть ли у вас конкретные предложения, как возобновить работу по стратегии развития Твери?
- Я участник процесса разработки стратегического плана развития Твери до 2010 года. Для управления этим процессом при администрации города был создан координационный совет по стратегическому планированию, в который вошли представители власти, бизнеса и общественности, а также ученые и специалисты по стратегическому планированию. С приходом к власти О.С. Лебедева работа этого координационного совета в Твери была прервана.
В настоящее время необходимо возобновить его работу, предварительно переподчинив координационный совет по стратегическому планированию Тверской городской Думе в соответствии с новым Уставом Твери, изменившим систему управления городом. Теперь в соответствии с действующими правовыми нормами возглавить совет должен глава города. Нужно доработать стратегический план. Скорректировать его в современных условиях. Выработать новые стратегические идеи.
Одной из таких стратегических идей может быть идея, посвященная 1000-летию Твери. Для развития Твери важно усиление ее гуманитарных конкурентных преимуществ через реализацию концепции «Города с тысячелетней историей» в сочетании с модернизацией городского развития.
- На каких еще мероприятиях форума вам удалось побывать?
- Всего за два дня работы форума состоялось около тридцати различных мероприятий - «круглых столов», дискуссий, семинаров, диспутов, мастер-классов.
Традиционный интерес у меня вызвал «круглый стол» «Международное сотрудничество в развитии регионов и городов». Мне по-прежнему видится разумным развивать взаимодействие с Европой, опираясь на международный опыт и руководствуясь в области пространственного развития Европы принятыми международными соглашениями Комитета высших должностных лиц Европейской конференции министров регионального планирования (СЕМАТ). Для этого крайне важно научиться транслировать европейские принципы пространственного развития на российский национальный уровень. В связи с этим, используя подготовку к ожидаемому пятнадцатилетнему юбилейному заседанию Комитета высших должностных лиц СЕМАТ, которое пройдет в июле 2010 года в Москве, было бы правильно не упустить эту возможность в национальных интересах России. Мы могли бы успешнее взаимодействовать, не конкурировать, а взаимно дополнять друг друга в территориальном планировании. В связи с этим «Кривичевский проект» Совета ТОС на Рождественских горках по созданию трансграничной коалиции с целью интегрирования России и Европы, строящийся на принципах устойчивого пространственного развития Евроконтинента как нельзя кстати дает России шанс отработать на практике этот механизм интеграции. С подобными инициативами по созданию трансграничных коалиций на основе принципов СЕМАТ Совет ТОС выступал еще на V Общероссийском форуме лидеров стратегического планирования «Стратегическое планирование в городах и регионах России: локализация национальных проектов».
Еще один «круглый стол» - «Градостроительство в России: развитие постиндустриальной и инновационной городской среды. Креативные индустрии и креативные города». В связи с намечающимися работами по Генплану Твери эта тема весьма актуальна для тверского городского сообщества.
Пришла пора ставить амбициозные цели в Твери, чтобы город мог совершить прорыв в архитектуре и градостроительстве. К такому прорывному проекту можно отнести проект строительства парка городов планеты в виде международного центра инновационного развития на базе естественного гидропаркового ансамбля в поймах рек Тьмаки и Лазури силами инвесторов и спонсоров городов-побратимов. Но этой теме, выходящей за рамки данной статьи, необходимо посвятить отдельный разговор, и в следующий раз я надеюсь остановиться на этом проекте подробно.
Диспут «Закончилась ли муниципальная реформа в России?» стал объектом дискуссии между представителями муниципалитетов. Участники диспута пришли к выводу, что реформа, прописанная ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», закончилась. Правда, результаты ее неутешительны. Множество вновь образованных муниципальных образований, и особенно второго уровня - сельские поселения, сегодня находятся на дотации областных бюджетов, так как не имеют собственной налогооблагаемой базы. Они не могут содержать объекты инфраструктуры. А ведь когда начиналась территориально-муниципальная реформа местного самоуправления в Тверской области, Совет ТОС на Рождественских горках предлагал там, где это целесообразно, вместо поселения как муниципального образования создавать ТОС. Это позволило бы упростить и удешевить процедуру создания и функционирования системы управления соответствующей территорией и преодолеть проблему дефицита кадров. ТОСу не нужен такой аппарат управления, он обходится без представительного органа власти. И финансироваться он может на основе смет, без собственного бюджета, что заметно упрощает дело. Используя возможности ТОСа, можно было бы расшить значительную часть узких мест организации и функционирования местного самоуправления, а также значительно удешевить реформу местного самоуправления, избежав тем самым роста социальной напряженности.
Эти тверские идеи были распространены по Интернету среди слушателей курса дистанционного обучения «Городское управление», программа которого была разработана Институтом Всемирного банка совместно с МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Конечно, без эффективной общегосударственной политики кризис не одолеть, но сегодня необходимы альтернативные сценарии движения вперед через поиск новых ценностно-смысловых конструкций, способных преобразовывать демократическое пространство страны. Недаром президент России Д.А. Медведев в Ярославле призвал развивать институты демократии, а в условиях кризиса опираться на них. Одним из таких институтов является территориальное общественное самоуправление (ТОС). Участники диспута согласились, что такой институт, как ТОС, решающий вопросы повседневной жизни, необходим, но как его развивать, на этот вопрос у большинства участвовавших в дискуссии ответа не нашлось.
В этом случае опыт нашего Совета ТОС на Рождественских горках, представленный на сайте www.tos-rg.tver.ru, мог бы помочь в понимании роли и места ТОС в системе российского местного самоуправления. Ведь с 2004 года Совет ТОС в качестве субмуниципального образования Твери развивает идею стратегического планирования развития города и области «снизу», через развитие территориальной самоорганизации, основанной на демократии прямого действия и идеи открытого города. Об этом мне ранее уже приходилось говорить и на форумах, и на страницах «Вече Твери».
Для создания и развития нового сектора
экономики города и региона - экономики, основанной на творческой
самореализации, сама демократия в России должна быть существенно
трансформирована. Она должна все больше обретать качество креативной
демократии, демократии, владеющей языком креативности. Потребность в подобной
демократии новой волны, способной обеспечить выход России из кризиса, резко
будет нарастать.
Стратегическое планирование, в начале пути представляющее собой некий
масштабный организационный эксперимент, направленный на выработку наиболее
адекватных и эффективных способов координации процессов развития, начинает
трансформироваться в институт формирования новой волны демократии - демократии
развития, демократии модернизации. Дело в том, что методология стратегического
планирования в своей основе предполагает фундаментальное развитие гражданского
общества, интегрируя стратегическое планирование «сверху» и стратегическое
планирование «снизу». При этом, по мнению Б. Жихаревича, «главным являются
инициативы и творчество, без которых в современном мире не победить
конкуренцию».
Конечно, можно к этому относиться со значительной долей иронии, но наша история знает множество примеров, в том числе и самоорганизацию русского народа для освобождения Руси от польской интервенции в 1612 году. Теперь этому событию посвящен государственный праздник «Единение», который мы отмечаем 4 ноября уже третий год подряд.
- Какие документы были приняты на форуме?
- VIII Форум подготовил рекомендации. Сейчас они находятся на этапе согласования со всеми участниками форума. С окончательным вариантом рекомендаций форума можно будет ознакомиться на сайте Совета ТОС на Рождественских горках www.tos-rg.tver.ru.
Андрей ПЕТРОВ
В начало страницы