1PDA 2Главная 3Блоги 4В избранное 5Написать письмо 6Товар олимпийского качества 7Тверской глянец 8Купол тверского интеллекта 9Качество жизни (ЖКХ и др.) 10Приходская жизнь 11Русский гламур 12Партнеры и баннеры ТОС 13Власть 14Поиск и карта сайта
Герб РФ Герб Тверской области Герб Твери Свидетельство о членстве&nsearch_wordbsp;в клубе городов и регионов стратегов


Актуальная информация

Товар
Олимпийского качества

Тверской глянец

Приглашаем Вас познакомиться с талантами Тверской земли


Интернет-   галерея

Интернет-
филармония

Интернет-букинист

Интернет-выставка народных ремёсел

Интернет-
музей демократии

Проекты архитектора Владимира Образцова…



На Рождественских горках нашли новый способ укрепления семейных уз


Как? Читайте в книге Владимира Осипова «Вечные ценности семейной жизни»

Купол тверского интеллекта

На Рождественских горках вырастет Мировой город


Тверь - мировой город

Генплан Твери      

ТОС: Социально-экономическое зонирование       

Парк городов планеты

Струнный транспорт

Тверская земля – Центр Мира

Красота спасёт мир

Европеизация – есть социализм


Социалистический поворот России
Что общего между бабочкой и финансовым кризисом?
Кто откликнется на призыв «Вставай страна огромная»?
Никто, считает активист местного самоуправления, если власть всех уровней не изменит подхода к проблеме полномочий малый территорий.
На пути к новой демократии
История с географией
или Всякие ли инвестиции полезны?

«О сколько нам открытий чудных готовят…»


Проекты Тверского отделения Петровской Академии наук и искусств

Нанотехнологии

Инновационные проекты изобретателя Владимира Таланова

Качество жизни

Приходская жизнь

Сообщить об ошибке

Анонсы

Подготовка жилищных консультантов

В НП «ЖКХ Контроль" планируют превратить собственников квартир многоэтажных домов в настоящих экспертов

Оковский лес

Оковский лес откуда «есть пошла Русская земля»


Подробнее...

Каждый пятый русский родом из Тверского региона

Каждый пятый русский, где бы он сейчас ни находился, куда бы ни забросила его судьба, может смело считать Верхневолжье, Тверской край своей прародиной.


Подробнее...

Патриарх Тихон – имя Россия

Наша задача – сделать имя
святого Патриарха Тихона
именем не только России,
но и всего Русского мира

 

Подробнее...

Великие женщины
Тверской земли

Анна Кашинская – 100 лет
со дня прославления

Соберём средства на
воссоздание раки для святых
мощей Анны Кашинской

Подробнее...

Главная ›› Русский мир ›› Духовные вожди Русского мира ›› Патриарх Тихон ›› Публикации о Патриархе Тихоне и его родине ›› Статья: "Великий и смиренный Патриарх Тихон" /НАЧАЛО/

Великий и смиренный Патриарх Тихон (НАЧАЛО)

Обратимся к святым именам страны истоков

Тверская земля – земля Истоков и Начал. Здесь - географический исток главных рек Русской равнины – Волги, Западной Двины и Днепра. Геополитическое пространство Великого Валдайского водораздела – основного источника питьевой воды и нервного узла транснациональных коммуникаций Восточной Европы.

Тверская земля – земля этнических истоков и социальной первозданности. Исторически это – сакральная территория рождения древнейших ариев и центр пассионарного взрыва, в плавильной энергии которого возникла в XIV веке русская нация и началась российская государственность.

Тверская земля – источник и прибежище русского духа, она воспроизводит и концентрирует в себе высокую духовную энергию нации. Ни в какой другой провинции России не было рождено столько выдающихся деятелей, явилось миру канонизированных святых провидцев и заступников, не возникло столько дворянских усадеб, не было сосредоточено такое большое количество памятников природы и культуры.

Эта земля стала местом притяжения и приложения сил, своеобразным инновационным полигоном для творческих людей, дерзких идей, гражданских инициатив и научно-технических проектов. Существует древняя легенда о том, что планетарное древо познания мира, корни  которого питаются энергией земли и удерживают связь времен, а крона служит проводником связи земли и неба, находится здесь в Стране Истоков - в легендарном Оковецком лесу, на макушке Валдая. Ведь не даром сказано: «Тверская земля – душа России». По крайней мере, истоки её святой патриаршей души – здесь.

Наша малая Родина стала родиной великих героев, пастырей и первопроходцев. В области политики и жизни духа звездами первой величины, бриллиантами в имиджевой короне Твери сияют  наши земляки, святые земли Русской – первый Великий князь всея Руси Михаил Ярославич Тверской (XIV век), первый Патриарх Русской православной Церкви Иов (XVI  век) и первый Патриарх постпетровской и советской эпохи Тихон (XX век).

Наступающий 2005 год для новой России XXI века, донельзя обременённой старыми заботами, станет юбилейным и рубежным. Тверская земля вместе с остальным крещеным миром, 1 февраля отметит 140-летие Патриарха Московского и всея России Тихона. А осенью отпразднует 700-летие восшествия на общерусский Владимирский престол Великого князя Михаила Тверского и начало возрожденческого собирания земель и борьбы с Ордой по политической инициативе этого «царя всея Руси». Другие с энтузиазмом будут встречать 100-летие первой русской революции 1905 года.

Так совпало, по иронии истории, что в результате принятых Думой законов именно в этом году мы услышим хруст последних косточек, оставшихся нетронутыми «великим переломом», в скелете социальных достижений социализма. Окончательно потеряем то, что нажили и  ничего не приобретем; станем жить в абсолютно незащищенном и негарантированном мире застрявшей на перепутье российской действительности. Идеальным примером для потомков, ярким светом в конце туннеля и утешением для нас останутся лишь такие пастыри и защитники Руси как Михаил и Тихон. Может быть  они - небесные покровители как последняя надежда помогут Тверской земле и России, если здешние не могут, или не хотят?..

В земной жизни они были противоположны по личной судьбе и характеру, но близки в православном миропонимании и своем политическом выборе. Михаил – голубая кровь, один их родоначальников тверской ветви Рюриковичей – высшее лицо политической власти в союзе средневековых государств, грозный воин, любимый муж и счастливый отец. Тихон - из рода смердов, крестьянской наружности и простого воспитания в семье сельского священника, отрекшийся в монашестве от женщин, продолжения своего рода, от собственности и воли в пользу Бога и Церкви.

Михаил в начале XIV века заложил основы общерусского самодержавного православного государства и ценой жизни в Орде спас от иноземного разорения родную землю.  Тихон через 600 лет, в начале века XX, стал свидетелем полного разрушения своими гражданами этой монархической государственности и всех устоев России, сделал все возможное и невозможное для спасения от полного уничтожения Русской Православной Церкви, в ранге высшего лица церковной власти – вновь избранного Патриарха.

Михаил и Тихон – уроженцы Истока, люди Тверской земли, сделавшие свою жизнь подвижническим служением своим подданным и Спасителю, а смерть – духовной победой добра над злом «за други своя». Они стали теми редкими деятелями мировой истории, которые вершили людские судьбы высоким примером своей политики жертвенности, настоящего христианского благочестия, ответственности и доброты. Поистине великой должна быть земля и нация, рождающая таких титанов несгибаемого духа, безупречной нравственности, благородных целей. Невольно возникает вопрос: куда же подевались в современной российской политике люди подобного библейского замеса?

Но, если жизнь и подвиг Великого князя Михаила Тверского за последнее десятилетие извлечен из исторического забвения и умаления, поняты нашим временем и утверждёны в общественном мнении, то Патриарх Тихон в светском сознании остается либо неизвестным и недооцененным,  либо искаженным.

Торопецкий отрок по прозвищу патриарх

Василий Иванович Беллавин – таково мирское имя будущего одиннадцатого Патриарха Руси - родился 19 января (1 февраля по новому стилю) 1865 г. в селе Клин тогдашнего Торопецкого уезда Псковской губернии. Вот почему его по праву считают земляком и псковичи, и тверичи.

Вскоре его отец был переведен священником в Спасо-Преображенский собор города Торопца. Детство – среди простого народа и таинств церкви. Оттуда его легендарная врожденная простота, незлобивый нрав, филологический талант и высокая духовность. В Торопце сохранился деревянный дом, где с 1869 по 1878 год жила семья Беллавиных (см. фото). От того времени сохранилось и предание о вещем сне его отца. Три сына и их батюшка Иоанн ночевали на сеновале. Во сне к священнику явилась покойница-мать. «Она предсказала мне скорую кончину, - поведал поутру  отец. – А затем указала на внуков и добавила: этот будет горюном всю жизнь, этот – умрет в молодости, а этот будет великим». В последствии все так и случилось.

Уже зная о своем ответственном, но пока неопределенном  предназначении, Василий как сын священника после окончания Торопецкого духовного училища поступает в  Псковскую духовную семинарию, и с отличием её заканчивает. Далее путь православного научения приводит будущего архипастора в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Он был необычно светлым, радостным и доброжелательным человеком. Все знавшие отмечают его дар рассудительности, целомудрия и смирения, прекрасные способности и трудолюбие, истинную святость и самоотверженность. Таких людей любят бескорыстно, за ними идут, не раздумывая, им верят до конца. Видимо, все это дало сокурсникам основание присвоить Беллавину столь уважительный псевдоним. Его окрестили «патриархом». Конечно, тогда студентам и в голову не могло придти, что шуточное прозвище станет пророческим. Ведь патриаршество в России было упразднено, со времен императора Петра I делами веры управлял государственно-церковный коллегиальный орган – Святейший Синод. Однако в судьбах человеческих вписано немало мистических знаков будущего, которые мы не понимаем, наивно полагая, что вся жизнь наша – в наших же руках.

В 1888 г. по окончании Академии Василий защищает одно сочинение, за что получает ученую степень кандидата богословия и возвращается преподавателем основного, догматического и нравственного богословия, а также французского языка в родную Псковскую семинарию.

Через два года он принимает решение полностью и бесповоротно посвятить себя церковному служению и принимает монашество с именем Тихона в честь любимого им святителя Тихона Задонского, который был настоятелем Тверского Отроч-монастыря.

Затем его посылают в Холмскую духовную семинарию инспектором, через некоторое время он – ректор этого учебного заведения. И вот на 33-м году жизни в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершается хиротония архимандрита Тихона в епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Это означало, что в России появился самый молодой иерарх Русской Церкви.

Любимец паствы, недруг казнокрадов

Но не следует думать, что путь к верховной власти, к которой он сам по себе никогда не стремился, был простым и бесконфликтным. Тишайший Тихон становился кремнёвым и решительным, когда дело касалось догматов веры, церковно-общинного имущества и человеческой несправедливости.

Он не испытывал пиетета перед сановно-бюрократической Россией, по вполне понятным причинам и она его не любила, а иногда и гадила. Так после того как Тихон пресёк злоупотребления одной игуменьи с графским титулом, та через своих высокопоставленных знакомых в Святейшем Синоде добилась утверждения государем-императором просьбы о переводе молодого епископа. Его убрали подальше с глаз долой, а фактически сослали в Северную Америку епископом Алеутским и Аляскинским. Прихожане же настолько были против этого решения, что легли на рельсы, дабы не дать поезду увести своего любимого архиерея. Хотя, отметим, он пробыл в Холмской Руси всего лишь год. Однако успел посетить все 110 монастырей и сельских приходов и в каждой церкви служил.

В США святитель Тихон пробыл восемь долгих лет, с 1898 по 1907 годы. За это время расширенная епархия Владыки  членилась уже на две разнородные части: «Русскую Америку», т.е. Аляску с Алеутскими островами, где паствой было обращенное русскими иноками в новую веру коренное население – индейцы, алеуты, эскимосы, и Канаду с Соединенными Штатами, где прихожанами были православные выходцы из Старого Света – славяне, греки, сирийцы. Он выучил еще один язык и совершал богослужение на трех: греческом, церковно-славянском и английском.

Тихон, следуя своему правилу обозреть самому всю епархию, как землепроходцы до него, на пароходе, в байдарке, на лошади, пешком обошел  Аляску. В центральных штатах открыл новые церкви и монастыри, приобщил к православию многих, организовал и открыл первый собор Православной церкви  Америки, из Нью-Йорка выстроил новую систему епархиального управления, которую унаследовала Русская Церковь за рубежом. Таким образом, он получил неоценимый опыт межконфессионального общения, международной деятельности, стал известен в Европе и Америке.

Всю эту работу можно назвать миссионерским подвигом, ставшего уже архиепископом, Тихона.

Пережив за границей русско-японскую войну, революцию 1905 года, смерть в Торопце любимой и почитаемой матери, он возвращается в Россию на одну из старейших кафедр – Ярославскую. И здесь новый архиепископ также быстро становится своим для всех слоев общества. Он остается простым и общедоступным, ездит в самые маленькие храмы епархии, где обычный епископ никогда не бывал.

По воле Бога и начальства ему суждено было прожить в Ярославской  губернии 7 лет.

Будучи открытым и честным, демократичным и независимым, он не согласился с ярославским губернатором по вопросу участия священников в монархических организациях. Тот нажаловался. И вновь, теперь уже в день своего рождения 19 января 1914 г., вступив в год 50-летия, он вынужден торжественно прощаться в храме со своим клиром и мирянами. Те, в знак любви и уважения избирают Владыку почетным гражданином Ярославля. Случай едва ли не единственный в русской истории.

Накануне Мировой войны, в январе 1914 г., Тихон прибыл к новому месту назначения – в Вильнюс, в Свято-Духов монастырь, центр православной жизни Литовской епархии. У архиепископа  Литовского и Виленского есть опыт святительского служения в иноверном и разноплеменном краю, где  преобладают католики, протестанты, иудеи, живут бок о бок с ними староверы и православные, и он пользуется им в полной мере.

Война. Тихон все время в дороге. Идет удовлетворение религиозных нужд фронта: нравственная поддержка воинов, молебны, панихиды, организация врачебной помощи, благотворительная деятельность, эвакуация святынь. За труды во славу Отечества архиепископ Тихон получает воинскую награду, а от императора Николая II - бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

Февральская революция 1917 г. застала Тихона уже в Синоде. Необузданная свобода открыла возможность для широких демократических выборов на главные церковные кафедры страны. Тихон с небольшим перевесом голосов избирается руководителем Московской кафедры.

Он вступает в самый трудный период своей жизни и великого служения.

Владимир Осипов, председатель Тверского отделения
Петровской академии наук и искусств.

г. Тверь, 15 ноября 2004 года

 


В начало страницы
Просмотров: 2697
Общественники Netlog
Партнёры