1PDA 2Главная 3Блоги 4В избранное 5Написать письмо 6Товар олимпийского качества 7Тверской глянец 8Купол тверского интеллекта 9Качество жизни (ЖКХ и др.) 10Приходская жизнь 11Русский гламур 12Партнеры и баннеры ТОС 13Власть 14Поиск и карта сайта
Герб РФ Герб Тверской области Герб Твери Свидетельство о членстве&nsearch_wordbsp;в клубе городов и регионов стратегов


Актуальная информация

Товар
Олимпийского качества

Тверской глянец

Приглашаем Вас познакомиться с талантами Тверской земли


Интернет-   галерея

Интернет-
филармония

Интернет-букинист

Интернет-выставка народных ремёсел

Интернет-
музей демократии

Проекты архитектора Владимира Образцова…



На Рождественских горках нашли новый способ укрепления семейных уз


Как? Читайте в книге Владимира Осипова «Вечные ценности семейной жизни»

Купол тверского интеллекта

На Рождественских горках вырастет Мировой город


Тверь - мировой город

Генплан Твери      

ТОС: Социально-экономическое зонирование       

Парк городов планеты

Струнный транспорт

Тверская земля – Центр Мира

Красота спасёт мир

Европеизация – есть социализм


Социалистический поворот России
Что общего между бабочкой и финансовым кризисом?
Кто откликнется на призыв «Вставай страна огромная»?
Никто, считает активист местного самоуправления, если власть всех уровней не изменит подхода к проблеме полномочий малый территорий.
На пути к новой демократии
История с географией
или Всякие ли инвестиции полезны?

«О сколько нам открытий чудных готовят…»


Проекты Тверского отделения Петровской Академии наук и искусств

Нанотехнологии

Инновационные проекты изобретателя Владимира Таланова

Качество жизни

Приходская жизнь

Сообщить об ошибке

Анонсы

Подготовка жилищных консультантов

В НП «ЖКХ Контроль" планируют превратить собственников квартир многоэтажных домов в настоящих экспертов

Оковский лес

Оковский лес откуда «есть пошла Русская земля»


Подробнее...

Каждый пятый русский родом из Тверского региона

Каждый пятый русский, где бы он сейчас ни находился, куда бы ни забросила его судьба, может смело считать Верхневолжье, Тверской край своей прародиной.


Подробнее...

Патриарх Тихон – имя Россия

Наша задача – сделать имя
святого Патриарха Тихона
именем не только России,
но и всего Русского мира

 

Подробнее...

Великие женщины
Тверской земли

Анна Кашинская – 100 лет
со дня прославления

Соберём средства на
воссоздание раки для святых
мощей Анны Кашинской

Подробнее...

Главная ›› Русский мир ›› Духовные вожди Русского мира ›› Патриарх Тихон ›› Торопецкие Свято-Тихоновские конференции "ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ" ›› Доклад: "НАСЛЕДИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА – ИСТОК РУССКОГО ДУХОВНОГО РЕНЕССАНСА"

В.Г.Осипов,
председатель Тверского отделения Петровской академии наук и искусств,
кандидат философских наук

НАСЛЕДИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА –  ИСТОК РУССКОГО ДУХОВНОГО РЕНЕССАНСА

Стендовый доклад на VI Православной торопецкой Свято-Тихоновской международной конференции «ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ», город Торопец Тверской области, 3-4 февраля 2009 года.

В докладе дана современная светская научная оценка личности и деяний святого Патриарха Московского и всея России Тихона в контексте важнейших событий последних дней: мирового кризиса, кончины Святителя Алексия II, Поместного Собора РПЦ 2009 года, избрания нового патриарха. Преодоление кризиса через возвышение личностного духа, христианизацию общественного сознания и расцвет народного творчества, названные русским духовным ренессансом, подразумевает создание условий для активной инновационной деятельности. А именно: для выдвижения новых идей и подходов, высокого трудового, нравственного и интеллектуального напряжения, созидания материально-духовных скрепов и символов единства Русского мира. Таким общим делом и соборным местом встречи могла бы стать, по мысли автора, постройка храма святого патриарха и священномученика Тихона на тверской земле.

Собор в душе и на местах

Духовное выше материального. Справедливость лучше произвола. Путь, указанный Учителями, короче тропинок незнания. Казалось бы, простые и ясные истины. Но именно они помогают нам понять сложное состояние земного мира: тварного, товарного, коварного – современного мира коммерции, коррупции, кризиса. А уж постичь нашу запутанную российскую действительность – в особенности. Ведь это идеальное начало творит библейский – тварный и людской – товарный мир и ведет его за собой, а не наоборот. Ведь это российская интеллигенция, как никакая другая, подчеркнуто горделива своей духовностью. Следовательно, с него – с состояния духа человеческого начинать и следует.

Не смотря на то, что для низкого духа общественное сознание, по-прежнему, полностью определяется общественным бытиём, высокий дух живет другими измерениями. Вот почему главным событием января 2009 года для всего Русского мира станет не мировой экономический кризис, не перманентная война израильтян с арабами на Святой земле, в секторе Газа, не «газовый» конфликт России с Украиной. А – Поместный собор Русской Православной Церкви и избрание нового патриарха всея Руси, назначенных на 27 - 31 января.

Этому событию предшествовала трагедия смерти последнего русского патриарха, которая оказалась мистически связанной со знаменательными датами тверской и одновременно общероссийской истории. И, видимо, не случайно.

4 декабря 2008 года, в день интронизации – торжественного возведения на престол в Успенском соборе Кремля 11-го Патриарха Московского и всея России святого Тихона девяносто с лишним лет назад, 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил молебен в Донском монастыре у раки с мощами нашего земляка – торопчанина Святителя Тихона. Как оказалось, ставший последним в его земной жизни. Он ехал домой в Переделкино с мыслями о своем великом предшественнике…

В ночь, либо на следующий день, Алексий II внезапно умирает. 5 декабря – день знаменательный. В Твери празднуют День памяти святого благоверного Великого князя Владимирского и Тверского Михаила Ярославича. В тот роковой день тверской страстотерпец был убит в Орде, в этот же день приходит скорбная весть о смерти в Москве Первосвятителя Русской Православной Церкви.

У меня особое отношение и к князю, и к двум Патриархам. Святитель Тихон дорог идеальным воплощением в себе лучших качеств русского народа, общей малой родиной и нашей родовой историей. Святитель Алексий II благодарно памятен своим церковным служением и решением наградить меня орденом Святого равноапостольного князя Владимира, с приложением орденской грамоты, где есть его выразительная подпись зеленым фломастером…

Архиерейский Собор, как и на похоронах Патриарха Тихона 12 апреля 1925 года, избирает временного местоблюстителя патриаршего престола. А местоблюститель – митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл настаивает на том, чтобы грядущий Поместный Собор Русской Православной Церкви, был как можно более представительным. В состав соборян включены делегации мирян, монашествующих, духовных заведений, Русской Православной Церкви за рубежом, то есть, воспроизведен опыт великого Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Таким образом, актуализированы решения самого легитимного, самого крупного и продолжительного Собора в русской истории. А святительское наследие Патриарха Тихона извлечено из анналов истории Русской Церкви и не доступных широким кругам академических исследований и начинает постепенно входить не только в массовое сознание, но и в социальную практику.

Здесь достаточно сослаться на решения Священного Синода; крупный тираж многотомной «Истории Русской Церкви», в частности, на ее девятую книгу, посвященную Поместному Собору 1817-18 гг. и Патриарху Тихону. А также – на великолепное двухтомное издание  воспоминаний «Современники о Патриархе Тихоне», которое подготовил и выпустил в свет в 2007 году Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Ну и, конечно, на – деятельность общественных организаций, изучающих и прославляющих Святителя сегодня.

Интронизация 16-го патриарха, избранного соборянами, состоится 1 февраля. Глубокого смысла полно назначение этой даты. Ведь это – день рождения Патриарха Тихона. День памяти, молитв и обращения к чистым истокам его наследия. Традиционный день проведения в городе Торопце Международной конференции, посвященной Святителю Тихону.

Святой Патриарх Тихон сделал для России и мира очень много. Упомянем лишь несколько общепризнанных его подвигов: духовный подвиг бескорыстного и безупречного служения Богу, Церкви и людям; миссионерский подвиг – в Соединенных Штатах, Канаде и Виленском крае; инновационно-созидательный подвиг по воссозданию староотеческих канонов управления Православной церковью; первосвятительский подвиг по сбережению Русской Церкви и апостольского рукоположения в борьбе с богоборческой большевистской властью.

Что готов будет принести новый патриарх в дар, а что – в жертву Русскому миру, России, Тверскому Валдаю – земле Истоков, хранящей духовное наследие различных эпох первых наших Патриархов: Иова и Тихона? Это мы узнаем позже.

Очень хотелось бы узреть в давно не собиравшемся Поместном Соборе, в сакральном акте возведения на престол нового патриарха всея Руси, в старо-новой церковно-государственной политике, в долгожданном одухотворении народа и его элиты, не больше не меньше, как начало русского духовного ренессанса. Ведь он – единственная альтернатива разверзнувшемуся в мире цивилизационному апокалипсису, который порожден потребительским духом, либерально-демократической мыслью и конкурентной практикой Запада.

Антикризисная программа русского мира

Аналитики уже просчитали сценарии возможного развития событий. Так, в номере третьем газеты «Завтра», целиком посвященном анализу мирового кризиса, они названы революциями: «черной», «красной» и «белой».

«Черная» - это глобальный фашизм, торжество «золотого миллиарда», диктатура меньшинства над большинством, то есть олигархическая революция.

«Красная» - взрыв социальной ненависти, реванш угнетенного монополиями и олигархами человечества, русский бунт, диктатура большинства над меньшинством, возвращение мирового социализма.

Сценарий «белой» революции более привлекателен: собственное духовное отрезвление и покаяние каждого, христианское единение в любви, окончательное спасение человечества Спасителем, «обретение новой земли и нового неба».

В таком проективном контексте белый–беллавинский путь спасения России и человечества делает Патриарха Тихона апостолом и пророком третьей революции – Революции Духа, торжества христианской Справедливости.

По какому пути пойдет Россия? Это зависит не только от Божьего проведения и молитв наших заступников – святых Земли Русской. Не столько от мировой коньюктуры и объективных обстоятельств, сколько от нас самих, от нашей воли и нашей силы.

Суть одной из антикризисных программ преодоления последствий мировой стагнации, более того: угрозы глобального цивилизационного апокалипсиса заключается в следующем: собирание русского мира, раскрытие источников его пассионарности, призыв к соборному напряжению сил и энергии его членов, духовное лидерство в мире.

Русский мир имеет тысячелетнюю историю. Его предтеча – союз ариев, поселившихся после Валдайского оледенения, примерно 30 тысяч лет назад, на территориях нынешних Смоленской, Псковской, Новгородской и Тверской областей. Затем – великое расселение арийских народов по Европе, Азии и Индии. В VI-V веках н.э. – возвращение на Тверской Валдай с Урала и из Западной Европы их потомков – угро-финских, славянских и литовских племен. Формирование – на юге Киевской, а на севере – Новгородской Руси, первых государств славяно-руссов. И, наконец, рождение в пассионарной энергии «плавильного котла этносов» на Северо-Западе Руси в XII – XIII веках новых княжеств и новой – русской нации, язык, культура и люди которой создали наш отечественный русский мир.

Тверская земля – земля Истоков и Начал. Здесь – географический исток главных рек Русской равнины – Волги, Западной Двины и Днепра. Геополитическое пространство Великого Валдайского водораздела – основного источника питьевой воды и нервного узла транснациональных коммуникаций Восточной Европы. Срединная земля и центр русского мира.

Тверская земля – святое место истоков вод, этнических начал и социальной первозданности. Исторически это – сакральная территория рождения древнейших индоевропейцев. Это – центр пассионарного взрыва, который породил русскую нацию, российскую государственность, а так же исход русских людей в другие земли и страны. Что, в конечном счете, и создало современный планетарный Русский мир с большой буквы – это великое многоцентрие в единстве.

А тверская земля в своей миссии, как была, так и осталась источником и прибежищем русского духа, который воспроизводит и концентрирует в себе высокую духовную энергию нации. Ни в какой другой провинции России не было рождено столько выдающихся деятелей, явилось миру канонизированных святых провидцев и заступников, возникло столько дворянских усадеб, сосредоточено такое большое количество памятников природы и культуры. Эта земля стала местом притяжения и приложения сил, своеобразным инновационным полигоном для творческих людей, дерзких идей, гражданских инициатив и научно-технических проектов.

Много земной и людской энергии, сил и тайн, пророчеств и высот духа, святых мест и памятников русской культуры сосредоточено и сокрыто здесь, в Стране Истоков - в легендарном Оковецком лесу, на макушке Валдая. Ведь не даром сказано: «Тверская земля – душа России». По крайней мере, истоки её святой патриаршей души – здесь.

Как у всякого сообщества, у русского мира есть свои лидеры: духовные Учителя, пророки, герои, вожди и ведомые. Патриарх Тихон еще при жизни в начале прошлого века был духовным вождем русского мира. В начале века нынешнего в ранге святого Русской Православной Церкви, признанного и другими конфессиями, небесного заступника за Землю Русскую и учителя, оставившего нам бесценное духовное наследие, он может и должен стать символом и фигурой консолидации русского мира, одним из источников русского духовного ренессанса.

Духовные вожди Русского мира: Патриарх Тихон

Идея глобального интернет-проекта «Духовные вожди Русского мира» родилась в Тверском отделении Петровской академии наук и искусств в 2007 году. В ответ на призыв Президента России Владимира Путина к консолидации Русского мира. Мы знали, что новое собирание Русского мира, понимаемого как планетарная общность людей русского происхождения и русской культуры, в начале третьего тысячелетия возможна лишь на основе старых ценностей. В первую очередь – приверженности к православной вере и практике русскоязычной коммуникации, гордости за достижения русской цивилизации, почитания великих имён общероссийской истории, любви к конкретным местам своей малой Родины, поддержки величия России. Мы были солидарны в этом с Президентом, ныне – премьер-министром Российской Федерации, крестьянские предки которого три столетия прожили в православном единении крестьянской общины на землях Тургиновского уезда Тверской губернии. И лишь в послевоенные годы, как известно, будучи уже в системе социалистического общежития, его отец с матерью переехали в Ленинград.

Ставя так проблему, мы, в первую очередь, интересовались ее региональным аспектом – великими именами, непосредственно связанными с тверской землей. А Земля истока – Тверской Валдай, гены кривичей, русов и новгородских словен, благородные и благословенные роды, угнездившиеся здесь в течение тысячелетий, дали России и Русскому миру, как минимум, пять великих духовных вождей – двух святых князей и трех Патриархов.

Вот они: Святой князь Новгородский, Торопецкий и Тверской Александр Невский (конец XIII века), который в конце прошлого года по результатам народного голосования набрал наибольшим количество голосов и стал «Именем России».

Его племянник – Святой благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (начало XIV века), который одержал первую победу над ордынским войском и показал миру высоту русского христианского духа, отправившись на смерть в Орду «за други своя».

Первый русский Патриарх из Старицы Святой Иов (XVI век), который выступил в Смутное время против Лжедмитрия и архипасторски: публично и молитвенно призвал русский дух к борьбе с иноземным вторжением.

Патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II (XVII век) родом из Торжка, который собрал большой русский Собор, где была проведена реформация церковного управления и устаревшей каноники, но задан в качестве обязательного древнерусский стиль иконописи.

Первый Патриарх постпетровской эпохи и начала советской Святой Тихон (XX век) из Торопца, который явил собою образец русского одухотворенного человека и спас Православную Церковь России от обновленческого позора и полного уничтожения.

Предпосылками к рождению концепции и началу реализации проекта стало несколько обстоятельств. А именно: создание в Твери вместе с Советом территориального общественного самоуправления на Рождественских горках интернет-сайта и наполнение его нашими информационно-аналитическими материалами. Работа над сайтом Петровской академии наук и искусств со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Написание летом 2007 г. проекта «Оковский лес – исток Русского мира» под грант федерального фонда «Русский мир». И новый, привлёкший всеобщее внимание, телевизионный проект.

В 2008 году первый канал национального телевидения запустил этот грандиозный проект «Имя России». Перед каждым из нас был поставлен вопрос: кто из великих имён российской истории может выразить и представить Россию в XXI веке? Знающие люди – эксперты отобрали из общероссийского поминальника 500 наиболее значимых имён. Начиная с первого князя Рюрика, первого русского патриарха Иова, кончая недоучившимся семинаристом Джугашвили, который стал Генеральным секретарём Сталиным.

Затем организаторы устроили зрительское голосование для того, чтобы сам народ решил, кто по итогам референдума должен войти в золотую дюжину самых-самых. Как вы уже поняли, мы отдали свой голос в Интернет-голосовании за Патриарха Тихона. Решили так  хотя бы потому, что в 1917 году за него проголосовала вся стомиллионная православная России и окончательно, на Великом Соборе – сама покровительница России Пресвятая Богородица. Правда, в заветный список 12-ти фаворитов зрительских симпатий это имя так и не попало. Видимо, плохо ещё знают личность Патриарха Тихона на Руси. А из тех, кто знает, не всем он по душе. Наверное, не всё ещё делают миссионеры и историки Русской Православной Церкви, а заодно и светские публицисты, для пропаганды его имени и деяний.

Представление героев и спор экспертов продолжился в телевизионной передаче «Имя Россия». Первым в рейтинге был святой князь Александр Невский, победитель шведов и немцев, родной дядя святого великого князя Михаила Тверского. Его имя и стало в прошлом году именем России.

Нам важно то, что Александр Невский – князь новгородский, торопецкий и тверской, а его матушка – дочь торопецкого князя, то есть для нас он, прежде всего, – земляк и святой предшественник Патриарха Тихона. Потому что наш проект направлен на изучение и популяризацию истории и философии Русского мира, его духовных и культурных основ, как среди наших соотечественников, так и в зарубежной русскоговорящей среде. Но в первую очередь, с позиций тверской регионологии, – он нацелен на добывание знаний по политическому краеведению, истории тверской земли и использование их в стратегическом планировании развития ее территорий.

Храм во имя Патриарха Тихона

Наша задача – сделать имя святого Патриарха Тихона именем не только России, но и всего Русского мира. Это нужно для того, чтобы поднять дух народа, оживить национальную гордость, вернуться к историческим решениям великого Поместного Собора 1917-1918 гг., поведать молодёжи о русской серии «жизни замечательных людей», вновь осознать патриотизм ценностью, а не хулою. И, наконец, для того, чтобы на фундаменте великого российского прошлого с умом строить своё будущее.

Если рассматривать тверскую землю – Тверию в качестве «земли обетованной» для русских и русского мира, то им и ей нужен свой символ единства. Таким символом может стать особый православный храм, место для общего сбора и соборной молитвы Русского мира. По библейской традиции и в некоторой аналогии с храмом Соломона на Святой земле.

Если великого Святого Земли Русской, нашего земляка, а в исторической перспективе, современника – Патриарха Тихона считать духовным вождем Русского мира и именем России, то этот соборный храм надо проектировать и строить во имя Святителя Тихона.

Русскому миру не хватает идеологии своего единства. А в большей степени – и материи своего единения на российских просторах. Наши заброшенные и полуразвалившиеся дворянские усадьбы. Провинциальные музеи с экспозицией, оставшейся от советских времен, и скудным пайком–отщипом от капитала процветающей буржуазной демократии.

Даже восстановленные золоченые кресты над бывшими «памятниками церковной архитектуры» – складами удобрений и колхозными клубами. – Все это, если угодно, годно, скорее, для демонстрации потерянных связей и грустной ностальгии, чем для привлечения русских зарубежных землячеств и их инвестиций.

Пока что, только интерес к именам и наследию русского Православия, индивидуальное меценатское восстановление разрушенных церквей, общая молитва «зарубежников» с «отечественниками» в храмах РПЦ, продажа нашим землякам с иностранными паспортами земель в их фамильно-родовых местах, гуманитарная технология превращения «бывших русских» – в русских, глобальные проекты России и кое-что ещё дают возможность преодолеть центробежные тенденции в русском мире.

Первый в России храм Патриарха Тихона
на окраине Твери, на берегу Волги, в обзоре международной трассы «Москва–Санкт-Петербург», на пересечении четырех европейских транспортных магистралей может стать местом притяжения и воссоединения русского духа, общерусским делом, паломническим центром, сакральной доминантой на карте Русской равнины.

Эта тверская инициатива, кажущаяся на первый взгляд дерзкой и неосуществимой, на самом деле основывается на традициях. На духовной высоте и реальном опыте святого Великого князя Михаила Тверского в строительстве храмов и объединении русских земель. На идеологии «великой тверской свободы», описанной немецким историком Эккерхардом Клюгом в монографии «Княжество Тверское (1247–1485 гг.)». На пророчествах Серафима Саровского о тверской земле. На мировом авторитете Патриарха Тихона и его планах усиления влияния России в мире и расширения пространства Русского Православия. (Последнее как раз и прослеживается в согласованных действиях руководства Российской Федерации и иерархов Русской Православной Церкви. Вспомним установление канонического общения между РПЦ Московский Патриархат и РПЦ за рубежом. А так же – содержание визитов в Латинскую Америку президента Дмитрия Медведева и руководителя отдела внешних сношений РПЦ митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла).

Скорее всего, на наше предложение резонно возразят: мировой кризис не самое подходящее время для инноваций; мы свой-то древний кафедральный взорванный собор все никак не соберемся строить-восстанавливать, а вы замахиваетесь на проекты, сравнимые со строительством в Москве храма Христа-Спасителя. Не спорим, восстанавливать Спасо-Преображенский Собор надо, и, видимо, в первую очередь. Но следует помнить, что Святой Спас – традиционный символ единства Твери и тверской земли. А его восстановление дело – региональное, а не общерусское, тем более – не мировое.

Между тем, русская мысль и русское движение в мире продолжает искать новые основания для своей интеграции. И в кризисных условиях эта проблема становится, как мы показали, еще более злободневной. Тверское теоретическое и проективное мышление готово работать над решением этих проблем и выдвигать свои идеи.

Предложение о проектировании и строительстве общерусского храма Патриарха Тихона находится в русле проективного мышления тверских петровцев, создавших проект «Тверь – мировой город». Они соотнесены между собой, и, уверяем вас, достаточно продуманы и возможны.

Есть опыт проектирования, есть опыт внедрения. Мы помним, как скептически отозвались в прессе некоторые недалекие умы об одном из первых проектов Тверского отделения Петровской академии – об учреждении регионального ордена Михаила Тверского. И что же? Время прошло и почетный знак – Крест Михаила Тверского появился, имеется много награжденных, хотя его авторов наградой обошли. Ну, это, как раз тоже в русле тверской, только бюрократической, традиции.

И в заключении скажу, что со своими многочисленными инновационными проектами, в том числе «Патриарх Тихон», мы уже вышли в мировую паутину с Интернет-сайта www.tos-rg.tver.ru .

18 – 23 января 2009 года, город Тверь

 


В начало страницы
Просмотров: 3632
Общественники Netlog
Партнёры