1PDA 2Главная 3Блоги 4В избранное 5Написать письмо 6Товар олимпийского качества 7Тверской глянец 8Купол тверского интеллекта 9Качество жизни (ЖКХ и др.) 10Приходская жизнь 11Русский гламур 12Партнеры и баннеры ТОС 13Власть 14Поиск и карта сайта
Герб РФ Герб Тверской области Герб Твери Свидетельство о членстве&nsearch_wordbsp;в клубе городов и регионов стратегов


Актуальная информация

Товар
Олимпийского качества

Тверской глянец

Приглашаем Вас познакомиться с талантами Тверской земли


Интернет-   галерея

Интернет-
филармония

Интернет-букинист

Интернет-выставка народных ремёсел

Интернет-
музей демократии

Проекты архитектора Владимира Образцова…



На Рождественских горках нашли новый способ укрепления семейных уз


Как? Читайте в книге Владимира Осипова «Вечные ценности семейной жизни»

Купол тверского интеллекта

На Рождественских горках вырастет Мировой город


Тверь - мировой город

Генплан Твери      

ТОС: Социально-экономическое зонирование       

Парк городов планеты

Струнный транспорт

Тверская земля – Центр Мира

Красота спасёт мир

Европеизация – есть социализм


Социалистический поворот России
Что общего между бабочкой и финансовым кризисом?
Кто откликнется на призыв «Вставай страна огромная»?
Никто, считает активист местного самоуправления, если власть всех уровней не изменит подхода к проблеме полномочий малый территорий.
На пути к новой демократии
История с географией
или Всякие ли инвестиции полезны?

«О сколько нам открытий чудных готовят…»


Проекты Тверского отделения Петровской Академии наук и искусств

Нанотехнологии

Инновационные проекты изобретателя Владимира Таланова

Качество жизни

Приходская жизнь

Сообщить об ошибке

Анонсы

Подготовка жилищных консультантов

В НП «ЖКХ Контроль" планируют превратить собственников квартир многоэтажных домов в настоящих экспертов

Оковский лес

Оковский лес откуда «есть пошла Русская земля»


Подробнее...

Каждый пятый русский родом из Тверского региона

Каждый пятый русский, где бы он сейчас ни находился, куда бы ни забросила его судьба, может смело считать Верхневолжье, Тверской край своей прародиной.


Подробнее...

Патриарх Тихон – имя Россия

Наша задача – сделать имя
святого Патриарха Тихона
именем не только России,
но и всего Русского мира

 

Подробнее...

Великие женщины
Тверской земли

Анна Кашинская – 100 лет
со дня прославления

Соберём средства на
воссоздание раки для святых
мощей Анны Кашинской

Подробнее...

Главная ›› Кривичи ›› Публикации ›› Публикация: "Трансграничные коалиции на основе принципов СЕМАТ как новый стратегический ресурс России (на примере «Кривичевского региона»)"

ТРАНСГРАНИЧНЫЕ КОАЛИЦИИ
НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СЕМАТ
КАК НОВЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РОССИИ
(на примере «Кривичевского региона»)

 

В.М. Башилов, председатель Совета территориального общественного самоуправления на Рождественских горках в г.Твери,

Оценивая сегодня наработанный опыт стратегий социально-экономического развития и схем территориального планирования субъектов федерации и муниципальных образований России, можно с уверенностью сказать, что никто из авторов этих проектов не строил свои разработки комплексно, в сквозном исполнении, начиная с субмуниципального уровня и кончая субъектом федерации. Также большинство из них не рассматривали стратегии своих территорий в увязке со стратегиями хотя бы соседних субъектов, не говоря уже о территориальном планировании, выходящем за границы российского государства.
Вопросы территориального планирования, выходящего за пределы территории России, в частности, в направлении Западной Европы, особенно уместно ставить сейчас, когда в конце 2006 г. президентство в Комитете высших должностных лиц Европейской Конференции министров регионального планирования (СЕМАТ)должно на три года перейти к России. Представитель нашей страны будет председателем этой международной организации, координирующей деятельность соответствующих институтов стран, входящих в Совет Европы. Было бы правильно использовать эту возможность в течение 2006 - 2009 гг. в национальных интересах России для интегрирования в европейское пространство, где мы могли бы успешнее взаимодействовать, взаимно дополнять друг друга в территориальном планировании.
Именно поэтому представляется крайне необходимым поговорить о возможных путях такой интеграции в европейское пространство. По мнению автора, одним из возможных практических шагов, позволяющих начать движение в этом направлении, является проект по созданию и стратегированию «Кривичевского региона».
Под регионом в данном случае понимается не административная единица, подобная нашим субъектам федерации, а трансграничная коалиция разных стран и регионов, создаваемая в рамках определенных задач, связанных с планированием пространственного развития процесса повышения роли городов (урбанизации) на территории этих стран и регионов. «Кривичевский регион», заключенный в пространстве семиугольника: Тверь – Смоленск - Минск – Варшава – Калининград – Рига – Псков – это регион новой европейской урбанизации, осуществляемой в соответствии с принципами СЕМАТ, предполагающими коренную ломку исторических, идеологических и политических стереотипов, новое переосмысление, ориентирующее на интегральную реконструкцию территорий Евроконтинента. Он может рассматриваться как своего рода альтернатива существующей географической концентрации экономической активности в пространстве пятиугольника крупнейших европейских городов: Париж – Милан - Мюнхен – Гамбург - Лондон, а также стихийно растущего мегаполиса Москва – Санкт-Петербург. При применении стратегического планирования к территории «Кривичевского региона», у Евроконтинента появляется резерв повышения глобальной конкурентоспособности.
Эта работа строится не на пустом месте, а учитывает то, что Россия достаточно тесно взаимодействует с Европой, и наши решения в области пространственного развития взаимно влияют друг на друга. В подтверждение этому можно привести простой и наглядный пример - трансъевропейские транспортные коридоры. Это единые системы; развитие одной из них, естественно, отражается на других. Если Европа строит и обустраивает, допустим, трансъевропейский коридор № 2 (Берлин - Москва - Нижний Новгород), то Россия подключается к этому процессу, так как это выгодно и ей.
Автору этих строк видится разумным продолжать смелее расширять это взаимодействие с Европой, опираясь на международный опыт и руководствуясь принятыми международными соглашениями в области пространственного развития Европы, в частности, выработанными Советом Европы в 2000 г. «Основополагающими принципами устойчивого пространственного развития Европейского континента». В этом документе определена политика пространственного развития в Европе, новые континентальные проблемы и перспективы, специфика частного сектора в пространственном развитии (что, кстати, крайне актуально для современной России), сами принципы устойчивого пространственного планирования Европы, даны предложения по укреплению сотрудничества между государствами – членами Совета Европы и участия регионов, муниципалитетов и граждан.
В связи с этим «Кривичевский проект» Совета территориального общественного самоуправления на Рождественских горках по созданию трансграничной коалиции с целью интегрирования России и Европы на принципах устойчивого пространственного развития Евроконтинента, как нельзя кстати, дает России шанс отработать на практике этот механизм интеграции, тем самым внеся свой вклад в пространственное развитие Европы.
Смысл этого проекта в создании единого международного и межрегионального коммуникационного и экономического пространства в зоне Северо-Востока Европы. Для успешной реализации этого проекта необходимо опереться на историю самой крупной славянской этнокультурной общности – кривичей, союза многочисленных восточнославянских племён (балтийских славян). Пространство, на котором проживали древние племена, в настоящее время включает территорию Польши, Белоруссии, Литвы, Калининградской, Псковской, Смоленской областей и Тверского края. Это и общая родословная, и общая территория, связанная с Великим Водоразделом Евроконтинента, Валдайскими истоками Волги, Днепра, Западной Двины. Эти связи не исчезли в период формирования русской нации в средние века и были укреплены рододинастическими связями Тверского княжеского дома. И в первую очередь, политикой великого князя Тверского святого Михаила Ярославича.
Суть проекта заключается в том, чтобы объединить людей разных национальностей, конфессий, классов и слоёв, с разным уровнем дохода в единое креативное сообщество на благо развития территорий, на которых проживали братья по крови - кривичи, с использованием современных технологий управления, в т.ч. стратегического планирования, как особой формы творчества населения.
Сразу может возникнуть вопрос – почему инициатива такого рода родилась у организации, занимающей в иерархическом списке административных единиц управления территориями последнее место? По мнению автора, причины, побудившие ТОС выступить инициатором данного проекта, заключаются в следующем:
Во-первых, опыт Совета ТОС по стратегическому планированию привёл к выводу о том, что г. Тверь не выполняет своих функций как особый социальный институт. У города оказалась утеряна обратная связь с населением. Он не исполняет роль «ресурсного центра» развития сопредельных территорий. А невыполнение городом этих функций негативно сказывается на качестве жизни самого населения города, что становится особенно очевидным на субмуниципальном уровне. Это касается, по всей видимости, не только г. Твери, но и российских городов, а также и большинства городов всего Европейского континента. Частью эти связи некогда существовали, но утеряны, частью - не успели сложиться, но судя по общеевропейскому опыту, они необходимы.
Дополнительно, в ходе разработки стратегического плана развития микрорайона, Совету ТОС стало понятно то, что стратегическое развитие микрорайона города в условиях глобализации нельзя вести, не участвуя в стратегическом планировании более широкого пространства, связанного в одно целое.
С другой стороны, принимаемые на европейском, национальном и региональном уровне решения и инвестиции, так или иначе связанные с пространством, должны опираться на полицентрическую модель развития и принципы СЕМАТ, требующие стимулирования развития, генерируемого городскими функциями, совершенствования взаимоотношений города и деревни, обеспечения территориального согласия (консенсуса.) между участниками процесса пространственного планирования.
Для выполнения поставленной задачи региональные и муниципальные власти должны, руководствуясь принципами СЕМАТ, стремиться к реализации программ пространственного развития, что, в свою очередь, требует наличия демократических легитимных территориальных органов власти, высокого профессионализма и опыта, активного участия граждан и общественных групп в планировании пространственного развития.
А так как в Твери кроме Совета ТОС этими вопросами никто не занимается, то Совет ТОС включился в пространственном планировании России и Европы от имени города, так как он является составной частью городской среды, а значит выразителем городских интересов пространственного развития за его пределами.
Во-вторых, Совет ТОС в своём развитии опирается на демократию прямого действия, которая и в правовом, и в общественно-политическом отношениях существенно отличается от представительской демократии. Подобная демократия не укладывается в рамки существующего типа пространственного развития, исторически связанного с индустриальным обществом. Она не замкнута на административно-политические границы. Прямая демократия, в сущности, трансгранична и как бы предназначена для сетевого типа отношений, в которых она рассматривает всех участников процесса управления территориями равноправными партнёрами. Представительская демократия по своему жизненному циклу в настоящее время перешла в фазу угасания и превратилась в уже неэффективную политическую форму управления государством, в ограничивающий фактор для социально-экономического развития стран и регионов Евроконтинента. Демократии прямого доступа, несмотря на то, что она зародилась в недрах представительской демократии, ещё далеко от пика своего развития. Её время только пришло, её потенциал ещё до конца не раскрыт. Главное отличие демократии прямого действия от представительской заключается в том, что она несёт в себе творческое начало, живое творчество масс. При этом в системах стратегического планирования начинает формироваться особое самосознание прямой демократии как демократии креативной. Поэтому прямую демократию можно без преувеличения назвать творческой демократией, креативной демократией.
Глобальная задача и один из предметов креативной демократии – новое качество пространственного развития, целостный, интегрированный процесс повышения роли городов как «ресурсных центров» развития сопредельных территорий, в том числе новых взаимоотношений с сельским окружением, через который люди и общество должны создавать местности и события, соответствующие присвоению уже не просто их труда, но и их истории в целом, что соответствует идее постиндустриального общества. Именно на подобную творческую работу нацеливают нас принципы СЕМАТ, ориентирующие на интегральную реконструкцию территорий Евроконтинента с целью повышения его глобальной конкурентоспособности.
И наконец, последняя причина: Совет ТОС имеет уникальный опыт по стратегическому планированию на субмуниципальном уровне, базирующийся на творческой инициативе населения, которой в принципах СЕМАТ уделяется большое внимание.
С апреля 2004 г. Совет ТОС на Рождественских горках в качестве субмуниципального образования Твери развивает идею стратегического планирования развития города и области снизу, через развитие сети ячеек территориальной самоорганизации, основанной на демократии прямого действия.
С целью реализации указанной идеологической платформы создан Координационный совет по стратегическому планированию Совета ТОС, в который вошли помимо жителей депутат Государственной Думы РФ, представители областной и городской администрации, учёные вузов г.Твери, представители партий и общественно-политических движений, бизнеса и Тверской епархии Московского патриархата РПЦ.
В развитии вышеупомянутого проекта, с 25 по 30 июня 2006 г., председатель Совета ТОС на Рождественских горках В.М. Башилов, в рамках программы российско-польского сотрудничества, в составе российской делегации лидеров общественных и некоммерческих организаций, работающих в сфере общественного и социально-экономического развития России, принял участие в международной экспертной встрече представителей российских и польских организаций.
После этого Совет ТОС выступил с инициативой народной дипломатии по налаживанию тверско-польского сотрудничества с целью содействия формированию на территории деятельности «ТОС на Рождественских горках» нового туристическо-рекреационного сектора экономики с опорой на историко-культурное наследие территории.
В основу сотрудничества положены гуманитарные технологии, основанные на существовании в раннем средневековье особо крупного ареала кривического (балтийских славян) племенного единства на территории, включающей современную Польшу, Литву, Белоруссию, Калининградскую, Смоленскую, Псковскую и Тверскую области России, а в позднем средневековье - развитых рододинастических связей Тверского княжеского Дома с северо-европейскими династическими домами, особенно с Литовско-Польским Домом Ягеллонов.
В настоящий момент процесс развития сотрудничества перешел в практическую фазу. Заявки, поданные Советом ТОС в областной комитет по туризму и в Российский Союз Туриндустрии на включение двух туристических проектов под общим рекламным названием (брендом) «Путь San Graal»: туристическо-паломнический маршрут «К тверским истокам династии Ягеллонов», «Музей Тверского княжеского дома и его Европейских рододинастических связей», включены в Каталог инвестиционных предложений развития индустрии туризма в Тверской области. Также подписано соглашение о сотрудничестве c туристической фирмой «Комильфо» по включению бренда «Путь San Graal» в туристический маршрут «Золотой путь России».
Дополнительно практическим шагом по развитию сотрудничества является создание опорного логистического центра для продвижения польских товаров на рынки России с использованием потенциала складских помещений Тверской области и транспортных мощностей, связанных с использованием действующих автодорожных путей «Москва - Санкт-Петербург», «Москва - Рига» и аэропорта «Мигалово», а также сконцентрированных в г. Твери ресурсов Интернет-торговли, в том числе создаваемых французскими транснациональными корпорациями.
Осуществляя этот вид деятельности, ТОС выступает в роли своеобразного народного агентства регионального развития Тверской области, действующего на основе идеи прямой демократии, и выполняет его функции.
Данная деятельность Совета ТОС не что иное, как фрагмент отработки на практике механизма создания единого международного и межрегионального коммуникационного и экономического пространства в зоне Северо-Востока Европы по инициативе граждан. Кроме того, она содействует формированию евробренда - европейского имиджа Тверской области, что Совет ТОС относит к составной части процесса евроинтеграции и чрезвычайно актуальным вопросам стратегической политики России, позволяющей улучшить инвестиционный климат страны.
Эти практические шаги несколько опережают сам процесс по созданию и стратегированию «Кривичевского региона», но зато они являются узловыми точками, за счёт которых в будущем стратегический план этого трансграничного региона может быть реализован.
Пока в этом проекте участвует только Тверская область. На очереди - Смоленская. Проведены переговоры в Москве с Посольством Республики Польша, которое в настоящее время готовит пакет встречных предложений.
Этот проект позволит несколько иначе взглянуть на приграничное сотрудничество государств, рассматривая создание «Кривичевского региона» как единой самостоятельной трансграничной коалиции. Начинать надо с создания ассоциации стратегического планирования городов «Кривичевского региона». Дополнительно в неё должны войти крупные хозяйствующие субъекты тансграничного характера деятельности. В ассоциацию могли бы включиться и церковные институты (православные и католические).
На первый взгляд кажется парадоксально, но устойчивое развитие экономики России, реализация её национальных интересов, и даже территориальная целостность неразрывно связаны с эффективным освоением европейского территориального пространства через создание и развитие трансграничных коалиций.
В связи с этим и используя ожидаемое президентство России в Комитете высших должностных лиц Европейской Конференции министров регионального планирования (СЕМАТ), необходимо уделять большее внимание выработке чёткой и ясной государственной политики России по пространственному развитию страны и Европы, включающей и такие инициативы как «Кривичевский регион».


В начало страницы
Просмотров: 2122
Общественники Netlog
Партнёры