Главная
Обзор новостей Европейского союза
Архив новостей Евросоюза за 2009 год за июнь
25.06.2009 — Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу рассуждает о европейской энергетической политике 21-го века. Приняты новые правила ЕС по внутреннему рынку энергоресурсов.
Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу рассуждает о европейской энергетической политике 21-го века. Приняты новые правила ЕС по внутреннему рынку энергоресурсов.
Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу и Член Европейской Комиссии, курирующий энергетику, Андрис Пиебалгс приветствовали принятие сегодня Советом ЕС новых правил функционирования внутреннего энергетического рынка ЕС.
Европейский Парламент проголосовал за принятие этих правил ещё в апреле. Новое законодательство, как ожидается, укрепит внутренний энергетический рынок ЕС, создаст стимулы для эффективного использования энергии, будет гарантировать потребителям большую защиту и максимально низкие цены на энергоресурсы, а компаниям — возможность конкурировать друг с другом на равных условиях. У стран-членов ЕС есть 18 месяцев для того, чтобы перевести новые правила в национальное законодательство.
(Полный текст пресс-релиза на английском языке о принятии новых правил см. здесь )
Новые правила функционирования внутреннего рынка энергоресурсов ЕС, а также проблемы и перспективы развития европейской энергетики затронул в своей речи на Конгрессе BDEW в Берлине вчера, 24 июня 2009 года, Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу.
Он сказал, в частности, следующее:
«Благодарю за предоставленную возможность обсудить серьезные вызовы в области энергетики, с которыми мы уже сталкиваемся и столкнемся в будущем, касающиеся, в частности, бесперебойности энергопоставок.
Вызовы эти реальны и, к сожалению, требуют безотлагательного решения. В январе этого года поставки газа, осуществляемые из Российской Федерации через территорию Украины, были прерваны почти на три недели. Практически одна пятая часть всех поставок газа в ЕС была прекращена. Половина государств-членов ЕС прямо или косвенно пострадали. Поэтому, когда мы говорим о европейской политике в области энергетики, бесперебойность поставок является для нас в настоящее время первоочередной задачей.
Все вместе, Комиссия и государства-члены Европейского Союза, правительства и частный сектор, вместе мы выдержали эти три недели. Нам удалось восстановить поставки газа и минимизировать социальные и экономические последствия этого прекращения поставок. И мы сплотились — мы продемонстрировали странам-членам Европейского Союза, наиболее пострадавшим от перебоев в поставках, согласованность наших действий и солидарность. Поэтому я хочу поблагодарить представителей промышленности Германии и правительство Германии и, в частности, госпожу Ангелу Меркель, за большую и активную роль, которую Германия сыграла в совместных усилиях Евросоюза, направленных на разрешение этой кризисной ситуации.
Сегодня мы снова стоим лицом к лицу со сложной ситуацией, хотя мы и полны решимости вновь работать над её урегулированием. Украина испытывает сложности с оплатой газа, который она покупает у России. Если она прекратит платить, и Россия перекроет газ, велика вероятность, что вновь пострадает Европейский Союз.
На прошлой неделе на Европейском Совете я обсуждал эту ситуацию с представителями промышленных кругов (в числе прочих, с компаниями E.on и RWE), а также с канцлером Меркель и другими европейскими лидерами. Мы пришли к общему мнению, что мы сталкиваемся с потенциально серьёзной ситуацией.
Мы хотим, чтобы были созданы условия для выполнения всех обязательств и контрактов, и для обеспечения, таким образом, транзита газа в Европу. Мы не хотим повторения событий прошлого января. Наши действия ведутся в двух направлениях: предотвращение и подготовка. Как я уже сказал ранее, мы должны надеяться на лучшее, но быть готовыми к худшему.
Предотвращение означает эффективное взаимодействие с Россией и Украиной для того, чтобы избежать эскалации проблем. Для рассмотрения сложной ситуации, в которой оказалась Украина, я поручил ответственным сотрудникам выяснить, имеется ли возможность формирования экстренного пакета заёмных средств, вклад в который могли бы внести международные финансовые институты и, возможно, также Россия. Конечно, это будет нелегко, но хорошим знаком является то, что каждый изъявляет желание вступить в дискуссию по данному вопросу.
Мы также работаем над укреплением наших отношений с Россией и Украиной. Ведутся переговоры с Россией по новому Соглашению, которое должно содержать отдельную главу, касающуюся энергоресурсов. Мы ведем переговоры с Россией о дальнейшем укреплении «механизма своевременного предупреждения», который был создан для заблаговременного предупреждения друг друга в случае прерывания поставок.
Мы также ведем переговоры с Украиной о ее вступлении в Энергетическое сообщество. В Энергетическое сообщество уже входят большинство наших соседей в Западных Балканах. Суть договоренностей заключалась бы в том, чтобы Украина приняла правила ЕС для своего рынка энергоресурсов. Это наша лучшая возможность создать стабильный и жизнеспособный газовый сектор на Украине. Ведь только в марте этого года Комиссия проводила конференцию для привлечения инвестиций для модернизации украинской системы трубопроводов.
Поэтому мы активно сотрудничаем как с Россией, так и с Украиной для того, чтобы содействовать предотвращению возникновения проблем в будущем.
Но предотвращения проблем недостаточно: нам необходимо лучше подготовиться на случай, если что-то пойдет не так. Мы обсуждаем эти вопросы с государствами-членами Европейского Союза и газовой отраслью, чтобы выяснить, что может случиться, если поставки газа через территорию Украины снова прекратятся, а также как скоординировать принимаемые нами меры, чтобы смягчить последствия прекращения поставок газа в подобной ситуации. Я рассчитываю на то, что энергетическая отрасль Германии снова будет играть ведущую роль в ответных действиях в случае возможного кризиса. 2 июля эксперты снова встречаются в рамках Газовой координационной группы.
Чтобы подготовленность и ответные действия в случае возникновения кризисной ситуации в будущем имели реальную основу, я хочу предложить, чтобы в ближайшие несколько недель была проведена ревизия директивы Европейского Союза по бесперебойности поставок газа. Государства-члены Евросоюза всего несколько недель назад согласовали Директиву по буферным запасам нефти, которая позволит сделать эти запасы более надежными и доступными в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Нам необходимо развивать такой же потенциал гибкого реагирования и в газовом секторе. Это не обязательно должно делаться за счет построения большего количества хранилищ, как для нефти. Скорее нужно обеспечить наличие альтернатив на случай потери крупного поставщика или маршрута поставки: альтернативных трубопроводов, доступа к сжиженному природному газу (СПГ), хранилищ и т.п. И что также необходимо — так это иметь процедуры, которые применялись бы и на европейском уровне, для того, чтобы оперативно реагировать на подобные ситуации. Январский кризис продемонстрировал, что крупные проблемы с поставками с большой вероятностью затрагивают не какую-то одну компанию и не какое-то одно государство-член Европейского Союза. Поэтому согласованные действия имеют исключительное значение.
Однако снова хочу отметить, что одних процедур и правил недостаточно. Нам также необходимо иметь лучшую инфраструктуру, чтобы доставлять нефть, газ и электричество туда, где они необходимы. Наши национальные рынки должны быть взаимосвязаны. На прошлой неделе мы подписали Протокол о намерениях со странами ЕС, расположенными на Балтийском море, включая, конечно, Германию, о развитии нескольких новых объединённых сетей. Балтийские государства не должны оставаться «энергетическими островами». В следующем году Комиссия разработает аналогичную стратегию для региона реки Дунай, договорённость о чём была достигнута на Европейском Совете.
Проекты по диверсификации источников и маршрутов поставок газа также заслуживают нашей поддержки. Я имею в виду стратегические проекты в Южном коридоре, такие как Набукко, для поставки газа из Каспийского региона; и такие проекты как Nordstream, который позволит соединить Германию и ее соседей с новыми источниками газа на севере России.
Ряд таких объединённых сетей и маршрутов поставки могут получить финансовую поддержку из бюджета ЕС. Почти 4 миллиарда евро было предварительно выделено для ряда ключевых проектов по развитию энергетической инфраструктуры, строительство в рамках этих проектов начнётся в 2009 × 2010 годах. Эти проекты будут способствовать экономическому росту в Европе и одновременно повышению нашей энергетической безопасности.
Я рад, что Европейская Комиссия и государства-члены ЕС проявили инициативность и активность в решении проблем, касающихся поставок газа, однако ясно, что нам необходимо продолжать серьезно работать в этом направлении.
Завтра, в четверг, 25 июня, Совет министров ЕС официально окончательно примет новые правила по укреплению внутреннего рынка энергоресурсов — так называемый «Третий пакет мер по внутреннему энергетическому рынку». Основная цель этого пакета — усилить нормативную базу, чтобы способствовать действенному открытию рынка и т.о. обеспечить наиболее низкие цены на энергоресурсы и наивысшую энергобезопасность. Этот пакет — результат почти двух лет сложных, но конструктивных совместных усилий.
Новые правила усилят конкуренцию за счет отделения производства и продаж энергоресурсов от их распределения конечным потребителям. Я знаю, что немецким компаниям было трудно принять положения, касающиеся так называемого разукрупнения, однако я надеюсь, что компромиссное решение, которое мы совместно нашли, «заработает» и будет эффективным, и я рад, что Германия поддержала этот пакет.
Помимо разукрупнения, новые правила будут означать большую прозрачность и лучший контроль на рынке. Новый план инвестирования энергетических сетей ЕС, рассчитанный на 10 лет, будет способствовать обеспечению бесперебойности поставок газа и укрепит рынок ЕС. Это будет на пользу как компаниям в Германии, так и в особенности компаниям в других странах-членах ЕС. Здесь наши интересы сходятся: наладить взаимосвязи на внутреннем рынке для того, чтобы предоставить больше выбора потребителям, предоставить альтернативным видам энергии возможность развиваться, улучшить безопасность поставок энергии на всей территории Европейского Союза».
Полный текст речи на английском языке смотрите здесь .
В начало страницы