1PDA 2Главная 3Блоги 4В избранное 5Написать письмо 6Товар олимпийского качества 7Тверской глянец 8Купол тверского интеллекта 9Качество жизни (ЖКХ и др.) 10Приходская жизнь 11Русский гламур 12Партнеры и баннеры ТОС 13Власть 14Поиск и карта сайта
Герб РФ Герб Тверской области Герб Твери Свидетельство о членстве&nsearch_wordbsp;в клубе городов и регионов стратегов


Актуальная информация

Товар
Олимпийского качества

Тверской глянец

Приглашаем Вас познакомиться с талантами Тверской земли


Интернет-   галерея

Интернет-
филармония

Интернет-букинист

Интернет-выставка народных ремёсел

Интернет-
музей демократии

Проекты архитектора Владимира Образцова…



На Рождественских горках нашли новый способ укрепления семейных уз


Как? Читайте в книге Владимира Осипова «Вечные ценности семейной жизни»

Купол тверского интеллекта

На Рождественских горках вырастет Мировой город


Тверь - мировой город

Генплан Твери      

ТОС: Социально-экономическое зонирование       

Парк городов планеты

Струнный транспорт

Тверская земля – Центр Мира

Красота спасёт мир

Европеизация – есть социализм


Социалистический поворот России
Что общего между бабочкой и финансовым кризисом?
Кто откликнется на призыв «Вставай страна огромная»?
Никто, считает активист местного самоуправления, если власть всех уровней не изменит подхода к проблеме полномочий малый территорий.
На пути к новой демократии
История с географией
или Всякие ли инвестиции полезны?

«О сколько нам открытий чудных готовят…»


Проекты Тверского отделения Петровской Академии наук и искусств

Нанотехнологии

Инновационные проекты изобретателя Владимира Таланова

Качество жизни

Приходская жизнь

Сообщить об ошибке

Анонсы

Подготовка жилищных консультантов

В НП «ЖКХ Контроль" планируют превратить собственников квартир многоэтажных домов в настоящих экспертов

Оковский лес

Оковский лес откуда «есть пошла Русская земля»


Подробнее...

Каждый пятый русский родом из Тверского региона

Каждый пятый русский, где бы он сейчас ни находился, куда бы ни забросила его судьба, может смело считать Верхневолжье, Тверской край своей прародиной.


Подробнее...

Патриарх Тихон – имя Россия

Наша задача – сделать имя
святого Патриарха Тихона
именем не только России,
но и всего Русского мира

 

Подробнее...

Великие женщины
Тверской земли

Анна Кашинская – 100 лет
со дня прославления

Соберём средства на
воссоздание раки для святых
мощей Анны Кашинской

Подробнее...

Главная ›› Купол тверского интеллекта ›› Европеизация ›› Статья: "Демократия малых пространств"

ДЕМОКРАТИЯ МАЛЫХ ПРОСТРАНСТВ

Познакомившись с серией публикаций Г. Комарницкого о демократии и моделях развития демократических преобразований, опубликованных на страницах «Вече Твери», хотелось бы высказать несколько своих мыслей о демократии, народовластии и дальнейших перспективах развития событий в условиях кризиса. Тем более что эти размышления — плод многолетней практической работы на поприще территориального общественного самоуправления в качестве председателя Совета ТОС — одного из первых ТОСов, созданных в Твери.

В Конституции РФ закреплено, что источником власти в Российской Федерации является народ. Особая роль в осуществлении народом своей власти принадлежит местному самоуправлению.

Именно на этом уровне решение проблем устойчивого социально-экономического развития регионов и в первую очередь обеспечение нормальных условий жизни населения, особенно в условиях разразившегося мирового кризиса, во многом зависит от активного участия в этом процессе самого населения. Местное самоуправление обеспечивает развитие, говоря словами А.И. Солженицына, демократии «малых пространств» (города, поселки, станицы, села и т. п.), способно создать органическое сочетание власти, свободы, внешнего (вертикального) управления и самоорганизации населения.

Самоорганизация населения возможна в различных формах. Одной из таких форм является территориальное общественное самоуправление.

ТОС органически вписывается в структуру рыночной экономики, если рассматривать ТОС как экономическую единицу (домохозяйство), являющуюся одним из основных хозяйственных субъектов рынка.

Органы ТОС призваны представлять и защищать права и интересы граждан, совместно проживающих на территории деятельности органов территориального общественного самоуправления, и объединять их усилия для решения вопросов местного значения, связанных с социальным, экономическим, культурным развитием данной территории, в том числе с проектированием комплексного социально-экономического развития подведомственной ТОС территории на длительную перспективу, т.е. другими словами, с разработкой стратегического плана развития территории.

Расцвет создания ТОСов в России пришелся на первую половину 90-х годов прошлого века. Этот процесс шел параллельно с процессом становления органов местного самоуправления и в русле всех демократических процессов, проходивших в России в тот период времени, названный с чьей-то легкой руки «демократией первой волны». Главной отличительной чертой того отрезка времени была бескорыстность в достижении цели — построение в стране демократического общества. Ценности демократии первой волны нашли свое практическое отражение в становлении и развитии территориального общественного самоуправления.

Всплеск гражданской активности населения в Твери пришелся на вторую половину 90-х годов. Именно в это время были созданы ТОС поселка Химинститута и ТОС на Рождественских горках, несколько позже к ним присоединились ТОСы: «Магистраль», «Петербургская застава», поселка Лоцманенко, и даже была образована Ассоциация ТОС.

Важной причиной, подталкивающей граждан к созданию территориального общественного самоуправления, стало сознание того, что бытовая неустроенность и многие болезненные социальные проблемы не решаются и еще долго не будут эффективно и качественно решаться ни государственными силами, ни органами местного самоуправления, ни бизнесом. Поняв это, люди стали брать инициативу в свои руки и создавать ТОСы, которые являются для населения понятными, доступными и управляемыми.

ТОС в своем развитии опирается на демократию прямого действия, которая и в правовом, и в общественно-политическом отношениях существенно отличается от представительской демократии, получившей повсеместное доминирующее распространение на территории Российской Федерации.

В настоящее время представительская демократия по своему жизненному циклу перешла в фазу угасания и превратилась в уже неэффективную политическую форму управления государством, в ограничивающий фактор для социально-экономического развития регионов России, что мы имеем возможность наглядно наблюдать в период кризиса. В таком случае реальное самоуправление может быть организовано только снизу, где главная роль отведена гражданину.

Для реализации на практике такой модели самоуправления, а в условиях кризиса это было бы хорошим дополнением к антикризисным мерам, необходимо наделить субъекты ТОС основополагающими полномочиями и функциями:

  • защита прав и интересов граждан, совместно проживающих на территории субъекта ТОС;
  • обязательное согласование всеми предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и организационно-правовой формы своих мероприятий, которые по своим возможным последствиям могут ухудшить среду обитания населения данной территории или нанесения ущерба интересам проживающих;
  • прямое получение бюджетных и внебюджетных средств, причитающихся жителям на конкретные цели;
  • использование земельных ресурсов и муниципальной собственности для организации собственной хозяйственной деятельности;
  • участие в предвыборных компаниях разного уровня, включая республиканский, в случае выдвижения своего кандидата в депутаты или когда кандидат представляет интересы субъекта ТОС в своей программе, контроль за деятельностью депутата и исполнение им предвыборных обещаний, вплоть до отзыва депутата;
  • обязательное исполнение решений и предписаний субъекта ТОС всеми предприятиями, организациями и учреждениями, их органами, должностными лицами и гражданами соответствующих территорий;
  • передача субъектам ТОС отдельных полномочий от органов местного самоуправления с передачей материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления;
  • формирование собственного аппарата ТОС, самостоятельное определение штатного расписания и порядка труда работников, осуществляющих жизнеобеспечение на территории деятельности субъекта ТОС.
Перечисленный перечень полномочий и функций позволяет сформулировать два основных принципа:
  1. Субъект ТОС должен стать самостоятельным структурообразующим звеном в многообразии различных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
  2. Субъект ТОС, действующий на основе прямой демократии, должен стать первичным звеном в структуре обеспечения народовластия.
Демократии прямого доступа, несмотря на то что она зародилась в недрах представительской демократии, еще далеко до пика своего развития. Ее время только пришло, ее потенциал еще до конца не раскрыт. Главное отличие демократии прямого действия от представительской заключается в том, что она несет в себе творческое начало, живое творчество масс. Поэтому прямую демократию можно без преувеличения назвать творческой демократией. При этом в системах стратегического планирования начинает формироваться особое самосознание прямой демократии как демократии креативной.

Поясню на конкретном примере ТОСа на Рождественских горках. В ходе разработки стратегического плана развития территории деятельности ТОС был проведен опрос населения на предмет перспектив развития микрорайона. Результат превзошел все ожидания. Поток инициатив и предложений по развитию микрорайона вплоть до готовых проектов застройки конкретных участков земли, как от деловых людей, так и от простых жителей микрорайона захлестнул общественную приемную ТОС. Стратегическое планирование стимулировало живое творчество масс, нашедших свое отражение в конкретных креативных проектах. Этот пример наглядно демонстрирует, что жители готовы участвовать в управлении микрорайоном, а не участвовали раньше лишь потому, что их никто и никогда в этот процесс управления не вовлекал.

Наработанный нами опыт позволяет сделать вывод о том, что процесс участия населения в управлении территориями столкнулся с трудностями реализации инициатив и предложений ТОС, главная из которых – сопротивление со стороны властных структур.

Такая политика, проводимая властью, не позволяет ей должным образом реагировать на настроение российского общества, а значит, лишает их возможности концентрировать внимание на достижении долгосрочных целей, направленных на обеспечение максимальной выгоды для всех жителей страны, региона, города, тем более в период кризиса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что власть пытается решать возникающие проблемы по своему усмотрению, считая только себя главной скрипкой в этом управленческом процессе. Такая позиция создает благодатную почву для расцвета коррупции. По этой же причине не удается реализовать в полном объеме антикризисные меры. Отслеживая отношение федеральной власти к этому процессу, местная власть также не спешит реально вовлекать население в процесс принятия решений. Это наглядно продемонстрировала ситуация с принятием нового Устава Твери.

ФЗ-131 «О местном самоуправлении» предоставляет право гражданам переосмыслить основы местного самоуправления и, не копируя слепо модели государственного устройства, построить собственные модели развития муниципальных образований с учетом территориальных особенностей регионов. Главное его достоинство в том и состоит, что он открывает большие возможности для низовой самодеятельности, к которой по праву можно отнести и ТОС, как наиболее подготовленные организационные структуры граждан по месту жительства, а в условиях кризиса способных стать эффективным инструментом в борьбе с ним. Вытащить страну из кризиса без участия граждан — это бессмысленная затея.

Попробую подвести некоторые итоги. Сегодня в России нет реальной политической силы, представляющей интересы территориальных институтов самоорганизации граждан, да и сами ТОСы, к сожалению, пока еще не играют значительной роли в создании системы обратной связи с органами власти, так как в стране отсутствует массовая общественно-политическая активность граждан. А это значит, что мы сегодня о демократических моделях развития российского общества можем только рассуждать. Выходит, что пока, уважаемый Георгий Михайлович, на ваш призыв: «Вставай, страна огромная!» — никто не откликнется.

 

Вячеслав БАШИЛОВ,
председатель Совета ТОС на Рождественских горках,
член Ассоциации специалистов по экономическому развитию территорий


В начало страницы
Просмотров: 7302
Общественники Netlog
Партнёры